Несколько лет назад, когда Наталья Шишкова была студенткой Троицкой ветеринарной академии, она с подругами случайно попала в челябинский зоопарк. «Я буду здесь работать», — тотчас провозгласила Наталья. Подруги засмеялись: кем? Ветеринаром? Спустя год, в 2006-м, Наташа поступила на работу в зоопарк.
«Я никого не боюсь. Ни-ко-го, — Наталья Шишкова, сейчас уже завотделом хищных животных челябинского зоопарка, говорит не о людях — о зверях. — Они — тигры, волки, медведи — всё понимают. Я подхожу к ним без страха, и они это чувствуют».
«Прихожу пораньше — надо всех проведать»
Рабочий день Натальи Шишковой начинается в 8 утра. Но редкий день, когда она приходит в это время. В 7 Наталья, уже переодетая в спецодежду, гремит связкой ключей: надо открыть специальные замки, чтобы подойти поближе к своим подопечным, тиграм и львам. Ведь наблюдение за их состоянием — один из пунктов в её работе. Один из любимых, смеётся Наталья. Если тигр всё так же бодр, как вчера, то проблем нет, а вот вдруг лежит, не двигается и излишне долго спит, — возможно, есть необходимость рассказать об этом ветеринару.
В штате хищного отдела 15 человек. Ими и руководит Наталья Шишкова.
«Я всегда буду здесь работать, — Наталья сияет. — Конечно, есть и бумажная работа, но её немного. Основное время я провожу с животными — а это одни положительные эмоции».
Кабинет у Натальи небольшой и скромный: компьютер, стеллаж с документами и гора упаковок из-под детского сока. «Это дети принесли, — улыбается Наташа. — Пумята и многие другие животные любят играть пустыми картонками, они смешно летают по клеткам, грызут их. Вот, прибрала у себя в кабинете, ношу малышам на радость».
«Искупать медведя, покормить тигра…»
Должностные обязанности Натальи, если рассуждать посторонним людям, — удивительны: искупать бурого медведя, потому что ему жарко. Покормить тигра, потому что он за присест должен съесть ни много ни мало десять килограммов говядины. Поговорить с гепардом, потому что она помнит его ещё малышом, погладить лисёнка, потому что он совсем недавно подкинут в зоопарк и ещё не освоился.
Наталья смеётся: конечно, это не так. Она должна контролировать своих сотрудников, помогать, руководить, советовать. Но руководитель отдела хищных животных так не может. Ей надо всё делать самой, с удовольствием и любовью к клыкастым и лохматым, — потому до обеда Наташа в первых рядах чистит клетки и подметает территорию вокруг стеклянного загона.
Обеденное время — самое суетное в зоопарке и любимое для Натальи. Помощницы делают нарезку: она мало чем отличается от еды, к которой привыкли люди. Небольшие кусочки говядины и курицы складывают в одну миску, сюда можно добавить и суточных цыплят — это еда для хищников некрупного размера и их детёнышей. В другой ёмкости, наподобие обычного таза, крупные куски свежего мяса. Это — обед тиграм. Сегодня Наташа сама покормит их: она делает это часто.
В служебном помещении, куда никогда не попадают гости зоопарка, на каждой двери предостерегающие надписи: «Осторожно, животное опасно»; «Посторонним вход воспрещён». Здесь же висят замысловатые приспособления для ловли тигров — а вдруг ЧП?
Огромные железные загоны пока пусты. «Главная по хищникам» отпирает специальный засов, положив куски мяса в металлическую выемку вроде окна. Через несколько секунд, облизываясь, откуда-то издали, а на самом деле с другого конца клетки, не спеша подходит крупный тигр. Зрелище не для слабонервных: крупный хищник медленно, сосредоточенно начинает перемалывать зубами один за одним мясные куски. Наташа не отходит от клетки, наоборот, наклоняется вниз, к жующей морде: она должна наблюдать, в порядке ли рефлексы хищника, не заболел ли крупный дикий кот.
«Стёпа, пойдём купаться»
«Совсем другое дело — медведи, — улыбается Шишкова. — Это нам с вами жарко, а им, думаете, нет?» По территории зоопарка Наталья не идёт — почти бежит. Вот уже у клетки с 350-килограммовым Степаном.
«Стёпа, пойдём купаться, — Наталья открывает одну из дверей, подходя к специальному устройству. — Малыш, не буду я тебя гладить сегодня, очень жарко, пойдём лучше водичкой полью».
«Малыш» по имени Стёпа, огромный бурый медведь, Наталью словно понимает. Старается высунуть большую мохнатую голову из прутьев клетки, чтобы девушка погладила упругую тёмную шерсть на лбу. Признаться, когда находишься около медведя, поджилки трясутся. Наташа берёт в руки шланг и направляет струю воды на Стёпу.
Степан подставляет бока под воду, мочит голову, а потом умильно, как домашний котёнок, изо всех сил трясёт ею в разные стороны так, что брызги летят за много метров. Посетители зоопарка в восторге достают телефоны и принимаются снимать водные процедуры медведя.
От Стёпы Наталья спешит к Майечке. Майя — это небольшая лисица, которую подбросили в зоопарк совсем недавно. Завидев Шишкову, Майя, названная в честь месяца, когда появилась на свет, заметно оживилась. Наташа надевает специальные перчатки и берёт хитрую хищницу в руки. Майя притихла в смелых руках, подставив шикарный рыжий хвост для поглаживаний.
«Дочь» без имени
«А есть животное любимое? В душу запавшее?»
Наталья думает. Она любит их всех и совершенно не боится.
Вечереет, но дел ещё много: надо заполнить бумаги и обойти новорождённых пумят, навестить пару диких кошек, а также проведать гепарда, недавно прибывшего в зоопарк из цирка Запашных.
«Любимая, наверно, всё же японская макака, — размышляет Наталья по дороге к гепарду. — Как-то у нас тут родилась малышка, а мама её кормить отказалась. Мы не знали, что так будет, утром подходим, кроха чуть жива, ну просто девочка человеческая, голодная, плачет. Мы её давай выхаживать, отогрели, покормили. Не оставлять же кроху в клетке с мамой-злодейкой, взяла я её к себе домой. Растила пару месяцев, как дочку, та и ночами просыпалась, плакала, кушать просила, и на ручки ко мне шла, и играли мы с ней, и эмоции свои выражала, обнимая меня. А потом пришло время расставаться — ведь многих детёнышей животных мы отправляем в другие зоопарки, точно так, как и к нам присылают рождённых там малышей. Вот тут я, конечно, плакала: растила, как дочку. А имени даже не придумала, мы таких малышей не называем, чтобы клички им придумывали уже на новом месте жительства».
Последняя на сегодня задача Натальи — проведать гепарда. Гепард оказался цирковым. Он так умильно скребёт пол задними лапами, что посетители зоопарка, особенно дети, умирают со смеху. Оказывается, он «не поддаётся дрессуре», есть такие животные, и гепарда отправили в зоопарк. Некоторые упражнения, что с ним в цирке пытались выучить, дикий хищник всё же запомнил. И вот так «просит», словно домашний кот, завидев хозяйскую миску со сметаной.
Рабочий день вообще-то закончился, но Наталья домой не спешит. Пока, говорит, её семья — вот эти клыкастые, пушистые, опасные, но такие любимые звери.