Небесная Люба — Лиза Темникова
Скромная школьница Лиза Темникова из обычной краснодарской семьи за один вечер открытия Олимпийских Игр 2014 стала мировой знаменитостью. Первая неделя Олимпиады осталась позади, а жизнь девочки вернулась в своё привычное русло — родители, друзья, уроки и, конечно, гимнастика. Сейчас Лиза усиленно тренируется, ведь из-за подготовки к Олимпиаде она пропустила полгода своей спортивной карьеры. А ведь её мечта — приехать на Олимпиаду уже в качестве спортсменки и взять своё «золото».
Устала от внимания
Очередная тренировка Лизы Темниковой как всегда проходит в гимнастическом зале краснодарского спортивного комплекса «Баскет-холл». Здесь занимаются все группы гимнасток — и взрослая команда по эстетической гимнастике, и совсем маленькие семилетние гимнастки. Первоклассницы Арина Зайцева и Арина Клыженко с удовольствием рассказывают о знакомой им уже давно, но знаменитой теперь Лизе:
«Мы тут в одном зале с Лизой занимаемся, она хорошая, дружелюбная, она старается, всегда занимает первые места на всех соревнованиях, мы с ней дружим», — бодро говорит Арина Зайцева.
«Когда у нас был Новый год, наш тренер Наталья Евгеньевна пришла и сказала, что открывать Олимпийские игры будет Лиза. Нам не было обидно, что выбрали её. Она ведь это заслужила — она такая гибкая! — смущённо добавляет Арина Клыженко. — А вот и Лиза идет!».
Лиза улыбается, здоровается с девочками и проходит в зал:
«А скажите, наше интервью много времени займет? А то мне надо тренироваться», — спрашивает она меня и поправляет волосы.
Обещаю, что не более десяти минут, она скромно улыбается и садится напротив.
«Лиза устала от внимания, его слишком много для неё одной в последние дни, — признаётся мама Лизы Марина. — Она переживает, что её тело пока не пришло в форму. Вчера у нее даже поднялась температура, и я оставила её дома, не привела сюда. Но сегодня, как только она себя почувствовала лучше, сразу попросила меня отвезти её». На тренировки Лизу всегда приводит мама. Вот и сейчас, отработав ночную смену таксистом, привезла дочь на занятия и остаётся ждать, хотя, по её словам, «валится с ног после ночи без сна».
«С огнём в груди»
Лиза вспоминает День открытия Олимпиады и мечтательно отводит глаза.
«Многих выступлений я не видела — нас не пускали. А так мне больше всего запомнился вальс... Мои трюки были несложные, я особо не волновалась. А когда я стала взлетать, я почувствовала радость и счастье», — рассказывает Лиза, засмущавшись всплеска эмоций.
Девочка отправляется на разминку. Лизе приходится усиленно тренироваться, ведь она готовила своё олимпийское выступление ещё с начала осени и пропустила много занятий по гимнастике.
«Она занимается здесь каждый день с двух до шести. Но, сейчас, когда ей надо восстановиться и войти в свой прежний режим, то, возможно, ей придётся тренироваться и два раза в день, как перед соревнованиями у гимнастов бывает. Но я не переживаю за неё — тренер дочери говорит, что тренировки Лизу не пугают», — улыбается мама девочки Марина Темникова.
«Когда для открытия Олимпиады выбрали Лизу, у нас возникла дилемма, отдавать её на открытие или нет, — вспоминает тренер Лизы Наталья Шмакова, — ведь это значило, что полгода в спорте она потеряет. Лиза с сентября пропадала на подготовительных сборах и теперь ей понадобится как минимум полгода, чтобы прийти в прежнюю форму, восстановиться».
Но Наталья уверена, что для Лизы это не будет сложно.
«Лиза старательная, целеустремленная. Я всё вспоминаю случай, когда родители не успели вовремя забрать её с тренировки. И, когда все уже ушли, она поздним вечером сама прокралась в зал и стала тихонько тренироваться. Это потом мне рассказали охранники, они наблюдали за ней через видеокамеру, установленную в зале. Мы долго это вспоминали и умилялись. Эта девочка настоящая спортсменка — с огнём в груди».
Лиза — третий ребенок в самой обычной семье водителей такси. Учится в простой городской школе.
«Поверьте, после всей обрушившейся на Лизу славы, у неё не появилось никакой звёздности. Она, как вы заметили, уже устала от журналистов, она снова хочет тренироваться, вернуться в свою привычную жизнь, — объясняют родители. — Лиза — добрая ласковая девочка, за время, проведенное в Сочи, она безумно соскучилась по своему дому, собаке, школе, подружкам».
«Я до последнего не верила, что Олимпиаду откроет моя дочь»
«Мы с мужем отдали Лизу в гимнастику поздно: сначала заметили у нее любовь к танцам, а потом уже отвели на гимнастику», — вспоминает мама гимнастки.
«Однажды я увидела выступление гимнасток по телевизору, они были такие красивые, такие гибкие, яркие, в купальниках. И мне захотелось выглядеть и двигаться также. Я решила оставить танцы. И мама привела меня в спортивный комплекс «Динамо», — вспоминает Лиза.
С гимнастикой сразу сложилось — появились медали, кубки. Недавно на международном турнире в Турине Лиза заняла первое, второе и третье места.
Когда Марина вспоминает о том, как узнала, что Лиза примет участие в открытии Олимпийских игр, на её глазах появляются слёзы: «Я не верила, что моя маленькая Лиза будет открывать Олимпиаду до последнего момента. Поверила только тогда, когда увидела билеты на Открытие Игр в своих руках».
Лизу выбрали случайно и совершенно неожиданно. После очередных соревнований в Институте физкультуры к Марине подошла вице-президент по художественной гимнастике Татьяна Палионова.
«Она сказала: «Вы знаете, сейчас в России отбирают девочку для открытия Олимпийских Игр, и я сразу подумала о вашей Лизе. Но оказалось, что организаторам нужна девочка славянской внешности. Так что не получится у нас туда попасть», — рассказывает Марина. — Мы расстроились. Но каким-то чудом уже на просмотре нас заметил режиссер-постановщик воздушных трюков Фил Хайс. Ему Лиза сразу приглянулась».
«Тогда я убегу!»
После этого семья без конца летала в Москву — на фотосессию для брошюрок, на съёмки клипа «Азбука», на съёмки с Сергеем Безруковым. В Краснодаре тренировки начались в декабре, проводились они в цирке, в Политехническом университете, в Сельхозинституте. Потом Лиза сломала руку. Но режиссёры не сняли её с участия. Они терпеливо ждали, пока гимнастке снимут гипс. «В Сочи мы должны были тренироваться 27, 28, 29 декабря. 30, 31 и 1 нам сделали три выходных — освободили от тренировок. Когда нам сказали, что Лизе придётся работать 29-го, она заявила: «Тогда я убегу!», — вспоминает Марина.
— Американские режиссёры изумились неожиданному заявлению Лизы. Но я объяснила им, что она так дерзка, потому что 29-го у неё будет День рождения. И тогда они сделали выходной ещё и 29-го. Мы вернулись домой. А 2-го января опять прилетели в Сочи и работали практически без отдыха».
К золотой медали
Церемонию открытия Олимпиады родители Лизы смотрели на стадионе «Фишт». Марина вспоминает, что когда увидела дочь на высоте, у нее от страха затряслись руки.
«Мне ни на секунду не было страшно!», — в который раз повторяется для прессы смелая Лиза.
«Ну а я вроде бы была готова к этому, но всё равно умирала от страха, когда увидела, как моя дочь парит над стадионом на высоте 60 метров, — говорит Марина. — А Лиза была на удивление спокойна. После торжественной части она спросила меня: «Мам, а почему ты плакала?» Я ей говорю: «Вот будет твоя дочь летать так высоко, я на тебя посмотрю!».
На вопрос, почему выбрали именно Лизу, Марина отвечает встречным вопросом: «А почему не она? Нам выпало такое счастье. Это огромная удача!».
В это время Лиза продолжает тренировку, не обращая внимания на мой объектив. В планах у юной гимнастки ни больше ни меньше — золотая медаль на летних Олимпийских играх.
«Мечтаю поехать на летние Олимпийские игры, хочу взять золото», — говорит, немного смущаясь, Лиза, а чтобы мечты сбылись, нужно не переставать тренироваться».
И Лиза снова встаёт к станку.
Земная «Люба» — Кристина Ермолинская
11-летняя школьница из Вологды — Кристина Ермолинская работала в паре с Лизой Темниковой — девочку Любу, которой снятся сны о России, они сыграли вдвоём. Гимнастки загримированы так, что они стали почти неотличимы друг от друга. В первые дни после церемонии открытия больше внимания доставалось Лизе. Но скоро организаторы признались: девочек было две. Кристине начали звонить журналисты, в родном городе собрали пресс-конференцию, а поздравить с успешным участием в церемонии приехал лично губернатор области.
Попасть на роль девочки Любы в масштабной постановке «Сны о России» Кристине во многом помогла собственная непоседливость. Оказывается, будущая звезда Олимпиады с детства не могла долго усидеть на месте и любила рискованные трюки.
Циркачка без блата
«Она ещё маленькой постоянно ползала на турниках, на поручни лазила в троллейбусе, — вспоминает мама Кристины Екатерина. — Мне даже кондукторы делали замечания: «Мама, уберите девочку». Я отвечала, что все бесполезно, хотя у самой сердце замирало».
Кристина мечтала заниматься художественной гимнастикой, но вышло так, что попала в очень близкое направление — детский цирк «Маугли». Когда 5-летнюю девочку привели на просмотр, она с первой попытки, прямо в зимней одежде, сделала шпагат-«верёвочку», после чего её приняли в цирк без особых вопросов. Взяли именно по способностям, ведь семья у Кристины — самая обычная. Живут в общежитии, держат небольшой кондитерский магазинчик. «Были разговоры, что и на Олимпиаду мы прошли по блату, что заплатили деньги, но это всё ерунда», — говорит Екатерина. А на самом деле было так: заявку на кастинг в олимпийский комитет для своих воспитанников подготовил детский цирк, и московским продюсерам чем-то приглянулась маленькая вологодская гимнастка.
«Когда мы приехали на первый кастинг в Краснодаре в сентябре прошлого года, я сразу поняла, что на Кристину обратили внимание, — вспоминает Екатерина. — Но на главную роль её утвердили не сразу. Сначала позвонили, сказали, что не подходит. Кристина очень расстроилась. Но буквально на следующий день продюсеры поменяли решение и пригласили в Москву на грим».
«Я что, дублёром буду?»
Приехав на очередные пробы, Кристина с детской непосредственностью прямо спросила режиссёра Андрея Болтенко: «Я что, дублёром буду?». Режиссёр пообещал, что Кристина и ещё одна «Люба» — Лиза Темникова из Краснодара — будут работать в паре. Их и гримировали для того, чтобы были практически неотличимы друг от друга. Правда, как признаётся сама Кристина: «Мы общались, но не дружили, потому что соперничали». Сначала девочки пробовались в разных номерах, в итоге режиссёр утвердил Лизу на роль «летающей» Любы, а Кристина сыграла всю «земную» часть постановки.
«Немного обидно, что про Лизу сейчас говорят, будто она была и в воздухе, и на земле, — говорит Екатерина Ермолинская. — Но Кристину скоро покажут на центральном телевидении, люди узнают о ней».
Сама Кристина куда охотнее вспоминает приятные моменты: и шоу, и то, как по возвращении домой её засыпали вопросами сверстники. Говорит, что в Сочи совершенно не боялась: во-первых, многолюдные трибуны скрывал искусственный снег, а во-вторых, вообще никогда не робела перед зрителями. «Сложно было проходить по рукам других артистов, а больше — ничего сложного», — говорит девочка.
Олимпийская поездка, по словам мамы Кристины, вызвала только одну проблему: проведя на репетициях почти два месяца, вологжанка отстала от одноклассников по школьной программе. Впрочем, педагоги считают, что Кристина быстро всё наверстает. Кстати, любимые предметы девочки в школе полностью соответствуют её роли на Олимпиаде: это физкультура и музыка.