Может ли врач отказать пациенту, если время приёма уже закончилось? Сколько отводится на заполнение документов и работу с посетителем?
Эти вопросы возникают почти у каждого, кто приходит в поликлинику. Разобраться в них нам помогла глава Минздрава Вероника Скворцова.
— Сразу хочу напомнить читателям: время работы врача с пациентом никакими нормативными актами не ограничивается. Приём должен продолжаться ровно столько, сколько это нужно для эффективной диагностики и определения схемы лечения пациента. Да, в 2015 г. приказом Минздрава № 290н были утверждены типовые нормы времени на посещение врача-специалиста одним пациентом. Например, там прописано, что у терапевта оно составляет 15 минут, у гинеколога — 22 минуты и т. д. Но это лишь рекомендации для главных врачей при планировании работы и составлении штатного расписания. Кстати, впервые с советского времени мы провели исследования и выяснили, что время приёма врача при первичном осмотре не может быть меньше 20 минут, повторный приём занимает обычно 10–15 минут. Понятно, что в некоторых случаях посещение одного пациента может длиться даже 30–40 минут. В советское время врачу отводилось и того меньше: за час надо было принять пять пациентов — по 12 минут на каждого. К сожалению, зачастую большую часть времени многие врачи до сих пор тратят не на работу с пациентом, а на заполнение бумаг. А должно быть наоборот.
Поэтому одним из приоритетов модернизации первичного звена здравоохранения в рамках нацпроекта «Здравоохранение» станет внедрение новых технологий в поликлиниках, позволяющих сократить бумажную волокиту. Эту работу Минздрав ведёт последние несколько лет. Отменена часть ненужных форм медицинской документации. Сегодня есть только один медицинский документ, который обязан заполнить врач, — это медицинская карта. Составление всевозможных отчётов в его обязанности не входит.
Медицинские организации активно переходят на электронный документооборот, что тоже реально экономит время врача. В частности, в электронный вид переводят картотеки — с возможностью автоматической загрузки данных пациента, запросов в другие организации, если это требуется для выдачи справки. Кроме того, внедряются электронные сервисы, помогающие высвободить время на работу с пациентом: запись к врачу через интернет (в том числе через мобильные приложения) и инфомат, «Личный кабинет пациента», позволяющий осуществлять электронную переписку с лечащим врачом и получать электронные рецепты и электронные результаты исследований и справки о состоянии здоровья.
Медицина сейчас развивается небывалыми темпами. Появляются новые биомедицинские и цифровые технологии, а значит, требуется постоянно обновлять и организационные процессы в работе с пациентами. Многое изменилось. Но немало предстоит ещё исправить. Особенно это касается самого сложного для организации и управления уровня первичного звена здравоохранения. Ведь именно от него в первую очередь зависит здоровье наших граждан.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции