Владимир Соколов, профессор кафедры госслужбы и кадровой политики ИГСУ РАНХиГС:
— Разработки Минтруда пока широко не известны, но сам факт отрадный — наконец-то власти осознали значение хамства и бездушия чиновников! Мнение населения на этот счёт давно сформировалось: по результатам опросов на первом месте среди отрицательных качеств российских столоначальников — безразличие к людям, на втором — бюрократизм, на третьем — хамство и только на четвёртом месте стоит коррупция. При этом видно, что первые три качества взаимосвязаны. Сейчас, например, поступает очень много сообщений о хамстве сотрудников некоторых ведомств, которые в морозы не впускают стоящих в очереди к ним людей в тёплые служебные помещения, заявляя: «Мёрзнете? Это ваши проблемы!» Подобные поступки отдельных бюрократов подрывают авторитет госслужащих (и государства в целом) сильнее, чем коррупция! Это оценка всей власти, которая ведёт к страшному разрыву между ней и народом.
Мы единственная страна европейской культуры, в которой нет общенационального, принятого парламентом кодекса поведения госслужащих. Подобные этические нормы для чиновников есть и в США, и в Канаде, и в Европе. Зачем нужен такой кодекс? Ведь в России есть немало законодательных актов, регулирующих работу чиновников. Однако в закон, как известно, всё не вставишь. Необходим некий свод требований общества к нравственным позициям госслужащих. Эти общественные требования просты — чиновник не должен отфутболивать обращающихся к нему людей, должен быть терпим к ним, стремиться помогать гражданам. Выполнение общественных требований здесь — важнейший признак профессионализма. Ведь чиновник работает с людьми.
Такой документ не может предусматривать какие-либо наказания или увольнение, но должен давать оценку поведению чиновника (а значит, и его соответствию занимаемой должности). Необходима гласность этой оценки, по крайней мере, доступность информации о ней для руководства — тогда кодекс будет работающим.
Подобные кодексы поведения для служащих уже эффективно работают во многих отраслях — например, в банковской. Очередь — за госслужбой. Введение такого государственного кодекса окажет конструктивное влияние и на общество. Пока же чиновничье хамство заражает народ и распространяется по обществу, не встречая противоядия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции