Правила игры не изменятся
Инициаторами запретов в Швейцарии выступали врачи и левые политики. Они настаивали, в частности, на признании «некурящими» всех закрытых рабочих помещений и общественных мест, в том числе баров и ресторанов. Нарушителям мог грозить штраф в размере до 20 тыс. франков (более 20 тыс. долл.).
Однако 66,5% избирателей Швейцарии, принявших участие в референдуме, выступили против антитабачных ограничений. Тем самым опосредованно одобрили ныне действующие правила. А они таковы, что в большинстве кантонов республики курение возможно только в специально оборудованных местах, а заведения общепита могут ставить на столы пепельницы, только если площадь зала более 80 кв. метров и он разделён на две части - курящую и некурящую. Накануне референдума шли жаркие дебаты. Свою позицию высказали местные политики и бизнесмены. Многие депутаты верхней и нижней палат парламента выступали против введения запрета на курение в общественных местах, посчитав, что он не даст ощутимого эффекта, но при этом негативно повлияет на отельный и ресторанный бизнес. Те же доводы приводили и бизнес-ассоциации, в частности Федерация швейцарских предприятий.
Сложно сказать, насколько их мнения повлияли на результаты голосования, однако факт остаётся фактом. Швейцарцы, причём преимущественно некурящие, решили не менять правила игры, установившиеся в стране.
Статья по теме
Запрет на курение. ЗА и ПРОТИВ
Европейское «одобрям-с!»
Итоги швейцарского референдума теперь активно обсуждаются другими европейцами, в том числе в Интернете. Большинство комментаторов приятно поражены тем, что власти этой страны решили спросить мнение своих граждан об антитабачном законопроекте.
«Вот это подлинная демократия, - выступает на форуме британской BBC пользователь под ником DrRatters, - когда люди голосуют по актуальным вопросам и не позволяют политиканам решать за них».
Другой посетитель ресурса под ником sjg высказывается особенно эмоционально: «Швейцарцы это отлично проделали! Приятно видеть страну, которая свободна и не подчиняется диктату политиков и различных групп влияния».
Ситуация в России, увы, не учитывает европейские контексты. И подготовленный у нас законопроект по жёсткости во многом сопоставим, а кое в чём даже превосходит инициативы антитабачного лобби Швейцарии. Отечественное ведомство планирует ввести полный запрет на курение практически везде, за исключением улиц и личных квартир граждан. Однако, настаивая на подобных ограничениях, наш Минздрав, в отличие от швейцарских госструктур, похоже, не сильно заинтересован в получении «обратной связи» от общественности.
Может ли тотальный запрет на курение в общественных местах снизить количество курильщиков? - большой вопрос. Но чиновники намерены ввести его, не спросив мнения людей и не подумав о возможности соблюдения запрета в условиях российской зимы. Что уж говорить о последствиях для молодого ресторанного бизнеса - такие проблемы их не волнуют вообще.
Министр здравоохранения РФ Вероника СКВОРЦОВА недавно заявила журналистам: «Здесь не может идти речь о том, что мы ущемляем какие-то права малого и среднего бизнеса табачного. Мы за то, чтобы этого бизнеса не было вообще в перспективе». Тем самым она обозначила позицию своего ведомства и намерение отстаивать её до конца.
Такое показательное игнорирование мнения граждан чревато тем, что чиновники получат то, что должны получить: в ответ граждане будут игнорировать любые их инициативы. И пресловутая «борьба с курением» останется всего лишь декларацией рамочной конвенции ВОЗ.