Да, чаще всего приходится оправдывать чужую грубость и хамство, и я задумалась: а почему именно их? Почему у нас так просто быть недружелюбным и так тяжело — «приятным во всех отношениях», как гоголевская дама из «Мёртвых душ»?
Как-то раз я была в супермаркете, сетевом, но таком маленьком, что с одной стороны кассы было видно всё, что происходит в другой. Причём со стороны кассира. На плексигласовую перегородку у неё была наклеена памятка о том, как разговаривать с покупателями. Такой, знаете, суфлёр для рассеянных: «Здравствуйте! (улыбнуться) У вас есть наша дисконтная карта? (улыбнуться) Вам нужен пакет? (улыбнуться) Как будете расплачиваться? (улыбнуться) Спасибо, приходите ещё! (улыбнуться)»
Сегодня мне довелось получать заказ из интернет-магазина в пункте выдачи, где дежурила пара девушек. Девушки — это тоже, кстати, моё оправдание, я вполне бы могла сказать «тёти» или «бабы», и это было бы ближе к сути. Ну, вы понимаете. Одна из них была позитивной, системы «я всегда улыбаюсь», и не от дури вовсе. Вторая... ну, как бы это, чтобы социально приемлемо... с хроническим запором на лице. Отвечала так, будто мы вместе 30 лет живём, и я её очень раздражаю. Потом пришёл другой «забиратель» — и выяснилось, что с ним они тоже 30 лет вместе, и он тоже девушку бесит.
А сейчас я говорю себе: не-а. Во-первых, «девушка на выдаче» — это судьба, которую ты сам себе выбираешь, а не наоборот. Во-вторых, я встречала десятки людей, которые занимаются примерно тем же, но вежливы и приветливы, — такой мастер-класс человеческого радушия показывают, что хочешь к ним вернуться и забрать чего-нибудь ещё. Таким и в голову не придёт фыркнуть, а уж тем более огрызнуться на клиента.
Но, с другой стороны, это всё мелочи. Едва ли такое хамство способно надолго испортить настроение мне или кому-либо ещё. А вот моя подруга, которая отдала трёхлетнего сына в государственный садик, столкнулась с реакцией, которая стоила ей немалых нервов, времени и денег.
В детском саду была сломана автоматическая калитка с домофоном — она не запиралась. Ну, а на площадке, с точки зрения её ребенка, развлечений было не богато. Такие, знаете, «суровые железные объекты», вокруг которых 30 лет назад гуляли ещё родители нынешних детсадовцев. Мальчуган несколько раз пытался уйти на соседнюю площадку — к старшей группе (там было поинтереснее), а потом просто ушёл через открытую калитку, что воспитательница заметила, мягко говоря, не сразу.
Что пережила мать, пока ребёнка не нашли, вы можете догадаться. Но едва ли догадаетесь, что сказала ей заведующая детским садом вместо извинений и обещаний починить злополучную калитку! Она сообщила, что этот ребёнок аутист, отстаёт в развитии и поэтому не запомнил, что на улицу идти нельзя.
Наверное, любую мать такие слова способны выбить из колеи. И вместо того, чтобы поставить заведующую на место и добиться, чтобы в подведомственном ей заведении, в прямом смысле слова, все были дома, мамаша подхватила сына и понесла его по врачам. Которые очень удивились тому, какие смелые диагнозы теперь ставят все, кто ни попадя. Само собой, ребёнок был совершенно здоров...
Что же выходит? Хамство возникает, потому что лучшая защита — это нападение? Заведующая виновата, но пытается переложить вину на родителей, тут всё прозрачно. А что остальные? Продавцы в магазинах, билетёры в вокзальных кассах, служащие на почте? Они заранее знают, что обслужат нас плохо, поэтому сразу хотят укрыться за стеной хамства? Складывают свою жизнь из 50 оттенков — от раздражения до ненависти?
А может быть, и общество, и сама жизнь отсеивают людей с повышенным содержанием хамства туда, в подвалы пунктов доставки и другие места, которые никак не назовёшь «работой мечты»?
Мы не можем оградить себя от хамства. Это невозможно так же, как жить в обществе и быть независимым от него. Поэтому надо с детства учить детей НЕ хамить. Так, глядишь, к годам к 17 это моральное уродство не найдёт места в его душе, а там и вовсе появится иммунитет.
Но для этого вежливыми должны быть не только родители, но и все взрослые (в первую очередь!), с которыми он сталкивается ежедневно: и заведующие в детских садах, и учителя в школах, и врачи в поликлиниках.
Я не знаю, как, но надо придумать что-то, чтобы именно эти люди не имели не только права хамить, но и самой физической возможности это делать. Чтобы хамство стало серьёзным административным нарушением.
Вы скажете — невозможно, потому что это оценочная история. Я говорю — нужно просто придумать, как расставить флажки. Ведь раньше водитель легко мог нахамить пешеходу, не пропустив его даже на зебре. Теперь хамство наказуемо осязаемо и материально — 1500 рублей. А то и машину отправят на штрафстоянку... Понятно, что можно и «отбазариться»: дескать, не нахамил, а снизил скорость, оценил обстановку, помех для пеших не создавал — вот вам запись видеорегистратора. Но суть в том, что подозреваемый в автохамстве должен оправдываться. Так что давайте подумаем. И, главное, сами не будем поддаваться на провокации и почаще вспоминать «памятку кассиру» — улыбаться через каждое слово. От многих это потребует такого умственного и физического напряжения, что грубить уже не останется ни сил, ни задора.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции