Уровень жизни в современной России на 20% выше, чем был во времена СССР, – заявил глава Счётной палаты Алексей Кудрин.
«В 2003–2004 гг. мы восстановили (в среднем, конечно) уровень жизни, который имели граждане в 1990 г.», – сказал он.
Анатолий Салуцкий, писатель, публицист:
- Это заявление – не что иное, как статистическое мошенничество. 1990-й – год упадка, кризиса экономики России, что, кстати, уже в то время было признано официально на уровне правительства. Один факт: в 1985 г. на среднюю зарплату можно было купить 500 буханок хлеба, а в 1990-м – лишь 100. Неужели кто-то думает, что все забыли, что именно творилось у нас в этом году и в следующем – 1991-м?
За первую половину прошлого века структура промышленности и производственных отношений в России не менялась, совершенствовались в основном технологии, влиявшие на уровень жизни людей. Экономика развивалась линейно, потому можно было сравнивать с прошедшими десятилетиями: что было – что стало. Сегодня произошло принципиальное перерождение экономического базиса: пришли IT-технологии и «цифра». А вместе с этим начали меняться и прочие сферы. До перестройки у людей были другая психология, другие запросы по бытовым условиям – они соответствовали тому, уже прошедшему и устаревшему уровню развития цивилизации. Сейчас и ориентиры, и запросы, и «тараканы» иные. Например, колоссальные блага обществу несёт цифровизация, но она же в определённых случаях приносит и неудобства.
Потому сравнивать жизнь людей в конце ХХ и в начале ХХI веков просто нельзя: это всё равно что сопоставлять синее со сладким. Нужно разбираться в каждом случае отдельно. По типу развития экономики до 1990 г. что-то объективно было лучше, что-то хуже, что-то так и осталось на прежнем уровне. Мир-то развивается, в том числе и технологии. Раньше, простите, в туалетах бачки для смыва крепились наверху: нужно было дёргать за верёвку или цепочку, чтобы спустить воду. Сейчас конструкции стали удобнее. Повлияло ли это на повышение уровня жизни? Сомневаюсь.
Лучше бы Кудрин сравнил другой показатель – уверенность людей в завтрашнем дне и их психологическое самочувствие до 1990 г. и сейчас. Тогда уверенность в завтра была своеобразным бонусом за недостаточно высокий уровень жизни. Люди в СССР точно знали, что их выучат, дадут образование, что, окончив техникум или институт, ты найдёшь себе работу. Сможешь нормально отдохнуть (для детей были бесплатные пионерлагеря, для взрослых – санатории и профилактории), получишь жильё, опять же бесплатно. Есть ли сегодня у наших граждан стопроцентная уверенность хоть в чём-нибудь? Опять же – сомневаюсь. Что неудивительно, поскольку неуверенность в будущем – это издержки капитализма во всём мире. Хотя уровень жизни при нём – да, выше, чем при социализме.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции