И водой, и пеной
До образования МЧС России тушением пожаров на территории Москвы занималась Государственная противопожарная служба в составе МВД.
Сейчас с пожарами в столице в 65% случаев борются подразделения Федеральной противопожарной службы и в 35% загораний – подразделения противопожарной службы Москвы и аварийно-спасательных формирований.
«У них на вооружении современная высокоэффективная, а по некоторым показателям уникальная пожарная техника, – уточняет замруководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Москвы Андрей Иванов. – Такая, как, например, автомобили быстрого реагирования «Кобра» с системой гидроабразивной резки. Она позволяет вводить огнетушащий состав непосредственно в очаг пожара через стены зданий и сооружений, чтобы локализовать пожар внутри».
По его словам, в местах высотной застройки мегаполиса пожарным нужны высотные механизмы, способные дотянуться до этажей, расположенных на высоте 90–102 м и спускать людей оттуда по специальному рукаву, а пенотушащие средства подавать по сухотрубам.
И такие механизмы уже имеются в арсенале московских пожарных. К примеру, автоцистерны с установкой для подачи газонаполненной пены на высоту 300 м.
«Когда 7 лет назад был пожар в «Москва-Сити», мы использовали эти технологии и с тех пор стали внедрять и развивать их повсеместно», – пояснил А. Иванов.
Особая гордость пожарной службы – многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышёв», что стоит на Павелецкой набережной. Он используется для тушения пожаров на объектах водной инфраструктуры, а также обеспечивает подачу воды для борьбы с огнём в маловодных районах.
В труднодоступных местах столицы для тушения крупных пожаров и загораний на природе применяются вертолёты Московского авиационного центра. Замруководителя департамента вспомнил в этой связи пожар, произошедший в районе метро «Павелецкая» месяц назад, – горело выселенное старое здание. Достаточный объём воды можно было доставить только с воздуха.
И без парашюта тоже
Наряду с новой техникой внедряются и новые технологии. С 1 мая нынешнего года приступили к дежурству расчёты быстрого реагирования, которые перемещаются на пожарно-спасательных мотоциклах. Они могут определить характер происшествия ещё до прибытия основных подразделений, что необходимо для принятия дальнейших управленческих решений.
Среди новых технологий спасения есть беспарашютное десантирование с вертолётов среднего класса. И уже в ближайшей перспективе её можно будет применять и с лёгких вертолётов. Тогда московские пожарные смогут попадать на верхние этажи зданий без посадки вертолёта и при отрезанных путях эвакуация проводить спасение людей по воздуху.
С 2008 г. в Москве как самостоятельная структура работает Пожарно-спасательный центр. «Сегодня он насчитывает 37 специализированных подразделений, которые участвуют в тушении пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведении аварийно-спасательных работ, в том числе на высоте, в подземных коммуникациях и работ, связанных с нейтрализацией химически опасных веществ по всей территории города, – говорит начальник центра Иван Подоприхин».
Пожарные и спасатели могут не только тушить здания повышенной этажности, но при помощи специальных пожарных кранов снимать с мостов находящиеся в опасности автомобили, поднимать и выравнивать опрокинутые грузы, расчищать места пожаров и устранять последствия стихийных бедствий.
Есть в центре и такая сложная техника, как автомобиль аэродромного тушения, экскаватор-разрушитель, мощная передвижная насосная станция, гусеничный снегоболотоход.