1306

Антитабачный закон принят, но борьба с курением в России продолжается

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. Главная женская профессия - материнство 06/03/2013

Многострадальный антитабачный закон, вокруг которого сломано столько копий, подписан президентом Владимиром Путиным. И, значит, он начнёт дейст­вовать с июня этого года. Но вот начнёт ли?

По закону с 1 июня должно быть запрещено курить в госучреждениях, школах, вузах, больницах и ещё много где, включая даже «рабочие места и рабочие зоны, организованные в помещениях», «в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов». За рестораны, например, я не волнуюсь. Вряд ли их владельцы будут рисковать своим бизнесом или включать приличные взятки за курение в статьи расходов. Сложнее с рабочими местами и лестничными клетками. Ведь предприятия - это практически закрытые зоны, и на них может твориться такое… А по подъездам участковые не набегаются.

«Законные» потери

«Предприятия - вообще сложный и ещё не решённый вопрос, - говорит Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. - Под давлением табачного лобби эти статьи приняты в таком варианте, что идут споры об их толковании. Надо бы делать курилки на улице, это безопасно и дёшево. Вопрос оборудования вытяжек - дорогой и сложный. И при проверке их могут признать незаконными. Конечно, нужны ещё поправки в Административный кодекс по поводу штрафов. От их размера зависит, будут ли эти статьи реализовываться на практике. Считаю, что любой человек, если ему мешает курящий коллега, должен иметь право защитить себя и сообщить в надзорные органы. Тем более это право должно быть, скажем, у матери ребёнка-астматика, которого сосед окуривает на лестничной клетке.

При сравнении закона с его проектом, принятым в первом чтении, чётко видны потери, ослабляющие его. Похоже, власть недооценила лоббистские возможности табачных компаний, контролирующих рынок. Важнейшая потеря - отмена запрета на благотворительность табачных компаний. Нужно понимать, что для них это вовсе не забота о музеях, талантливых студентах и артистах, это легальная лазейка для взаимоотношений с законо-творцами.

Табачники жертвуют что-то (часто очень немного) некой некоммерческой организации, которую основал депутат, а потом он вносит нужную им поправку. Последний пример - история с шахматистом Анатолием Карповым. Некая компания много лет финансировала благотворительный фонд «Мир и гармония», учредителем которого является «Международная ассоциация фондов мира», возглавляемая А. Карповым. Логотип этой компании сопровождает турниры по шахматам, проводимые в том числе с участием детей. А перед вторым чтением антитабачного законопроекта экс-чемпион мира внёс целый пакет поправок, о которых табачники могли только мечтать, хотя раньше никакого заметного интереса к борьбе с курением он не проявлял».

«Думаю, что внедрению табачников в органы госуправления и в законотворчество в России не помешает статья 8 закона «Взаимодей­ствие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями», - продолжает эту же тему Анд­рей Дёмин, врач, доктор политических наук, президент Российской ассоциации общественного здоровья. - Ведь в ней говорится только о прозрачности и подотчётности таких отношений.

Но мы же хорошо знаем, что для коррупции это не помеха. В ряде стран приняты специальные законы о защите чиновников от табачников. Общепризнано, что контакты с табачниками убийственны для репутации политиков, чиновников, учёных, бизнеса, общественников. Ничего подобного из принятого в России закона не может воспоследовать. Наша страна превращена в глобальное гнездо всемирного табачного зла. Россия стала ключевой логистической, производственной, сбытовой и кадровой площадкой пяти крупнейших иностранных табачных компаний. На продвижение их продукции в РФ расходуется более 1 млрд долларов в год».

Цена вопроса

«Тяжелейшая потеря закона - отсутствие госрегулирования минимальных цен на сигареты, - продолжает Дмитрий Янин. - Изначально это предполагалось по аналогии с алкоголем. Это крайне важно. Ведь доказано, что при 10-процентном росте цены курение сокращается на 2-3%. Если бы норма в законе сохранилась, с рынка исчезли бы сигареты, цена которых делает их доступными детям. Но фактически табачные компании будут полностью регулировать как максимальную, так и минимальную цену сигарет. Столь радикальное изменение подхода к регулированию не могло произойти без вмешательства Администрации Президента. Саму поправку, убивающую идею минимальной цены сигарет, внёс депутат Сергей Штогрин. По странному стечению обстоятельств у него есть опыт сотрудничества с одной из крупнейших в мире табачных компаний по благотворительной части. Компания жертвовала в 2006 г. десятки тысяч долларов фонду «Депутатский», учредителем которого являлся господин Штогрин».

Так что закон не смог решить радикально многих важнейших проблем, и борьба с табачными компаниями в России продолжается. На днях в Думу внесены поправки в закон о рекламе и Административный кодекс, запрещающие любую рекламу табачных изделий.

«Но у меня нет большого оптимизма по этому поводу, - говорит Дмитрий Янин. - Ведь закон защищал Дмитрий Медведев, но мы видим, как из него исчезли важнейшие положения. А что будет с поправками, внесёнными простыми депутатами?»

Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах