Таким образом, в России институционализирован новый порядок урегулирования коммерческих, внутри- и межкорпоративных, банковских, страховых, трудовых и семейных конфликтов.
В новом законе оговариваются конкретные требования к соглашению о проведении процедуры медиации, самой процедуре и её результату (медиативному соглашению). Процедура медиации может быть назначена как на основе взаимной договорённости сторон, так и по предложению судьи, третейского судьи, других посредников. Она проводится на основе принципов добровольности, конфиденциальности, равноправия сторон и беспристрастности медиатора. Срок проведения процедуры не должен превышать 180 дней, при этом её участникам рекомендуется принимать все возможные меры, чтобы уложиться в срок не более 60 дней.
Медиаторы могут осуществлять свою деятельность на платной или бесплатной, профессиональной или непрофессиональной основе. Медиатором может быть любой дееспособный гражданин РФ в возрасте от 18 лет, не имеющий судимости. Профессиональным медиатором - гражданин в возрасте от 25 лет, прошедший подготовку по программе, которую ещё предстоит разработать и утвердить в Правительстве РФ. При этом по спорам, переданные в суд или третейский суд до начала медиационной процедуры, могут работать только профессиональные медиаторы. Оговаривается также порядок создания саморегулирующихся организаций медиаторов; с целью регулирования рекламы их услуг в закон «О рекламе» будут внесены соответствующие изменения. Кроме того, медиаторами не могут быть государственные и муниципальные служащие.
Закон также гласит, что медиационная процедура не применяется в случаях, когда соответствующий спор может затронуть интересы третьих лиц или публичные интересы. Это касается, например, коллективных трудовых споров или процедуры банкротства.
Одной из целей данного нормативного акта является уменьшение нагрузки на суды, отрицательно сказывающейся на качестве правосудия.
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Следует отметить, что в России уже несколько лет действует Научно-методический центр медиации и права, который принимал непосредственное участие в подготовке данного законопроекта. На следующий день после его одобрения Советом Федерации, 15 июля, глава этого центра Цисана Шамликашвили дала интернет-интервью ИА «Гарант». По её словам, для понимания новизны и всей сути явления необходимо различать медиацию и посредничество в широком смысле слова. Гражданский и Арбитражно-процессуальный кодексы РФ предусматривают различные формы посредничества, наиболее популярной из которых является третейский суд. Однако Шамликашвили сделала акцент на следующем:
- Посредник зачастую приглашает стороны, чтобы помочь им договориться по спору. При этом он уже точно знает, что им предложит. Часто стороны идут по пути наименьшего сопротивления, но это немногим отличается, допустим, от той же судебной процедуры, с точки зрения контроля над процессом разрешения. В то же время это небезопасно, т.к. решение такого посредника не всегда опирается на право. Там, где стороны не играют активную роль в поиске и выработке договоренностей по спору, они вверяют право на окончательное решение кому-то третьему, утрачивая возможность влиять на его содержание, если не в полной мере, то отчасти.
Медиатор же, напротив, активно вовлекает стороны в процесс урегулирования, со своей стороны прилагая усилия, чтобы помочь им прийти к консенсусу, но «не предлагает и тем более не выносит решение по спору».
В силу последнего обстоятельства, по мнению Шамликашвили, введение медиационной процедуры станет также одной из мер по преодолению коррупции, поскольку медиатора просто ни к чему склонять на сторону одного из участников конфликта.
По замечаниям специалистов Центра, медиация помогает сэкономить время и эмоциональные силы сторон, а также сохранить конфиденциальность, тогда как судебные процессы, как правило, публичны. В отличие от суда, она основана на сотрудничестве, а не состязательности.
В США, Германии и Австрии медиация уже давно является неотъемлемой частью правовой системы и работает «в связке» с судом. Судьи в этих странах постоянно рекомендуют и поощряют решение вопросов с участием медиатора.
Не менее широкое распространение этот общественный институт получил в Японии, где в деловых кругах существует негативное отношение к судебному способу урегулирования конфликтов.
В Китае, Гонконге, Индии, Южной Корее медиативное соглашение имеет равную силу с решением третейского судьи. До 30% споров в этих государствах решается во внесудебном или досудебном порядке.
В различных регионах России ещё до принятия соответствующего закона стали появляться медиаторы и медиаторские организации внутри корпораций и других коллективов, например, в школах.