Когда терпение лопнуло
Русская история с момента окончания правления Екатерины Великой и до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года — это период, в котором русская власть не успевала, да и не хотела реагировать на вызовы времени.
Реформы Александра II, которые позволили стране значительно продвинуться в развитии государственных институтов, были в значительной мере свёрнуты в период правления Александра III и Николая II.
Недовольство, копившееся в различных слоях общества, власть по старинке пыталась плотно «накрыть крышкой» при помощи репрессивного аппарата.
В этой ситуации «котёл» рано или поздно должен был взорваться. И он взорвался в январе 1905 года, когда в Петербурге царские войска расстреляли мирную рабочую манифестацию, шедшую с петицией к царю.
Кровавое воскресенье вызвало целую волну стачек, которые постепенно стали переходить в вооружённое сопротивление властям.
Революционный хаос, в который стремительно погружалась Россия, для Николая II, не самого талантливого из русских монархов, оказался полной неожиданностью. Русский народ, о любви которого к себе часто говорил император, после 9 января 1905 года повернулся к царю другой стороной, видеть которую Николаю II до того момента ещё не приходилось.
Исключительно репрессивные методы, очевидно, не приносили результата. Против власти ополчились практически все слои общества: от беднейших крестьян до крупных промышленников. Претензии у всех были разные, но в одном сходились все: жить так, как раньше, Россия уже не может.
Как выпустить «пар»?
Императорское окружение с радостью спустило бы «пар» недовольства, но инструментов для этого просто не существовало.
Идея представительного органа при императоре жила в русском обществе с начала правления Александра I, но так и не была воплощена в жизнь за целый век.
В 1905 году это отставание вышло власти боком.
31 января 1905 года, когда революционный пожар стремительно разгорался по всей стране, министр земледелия и государственных имуществ Алексей Ермолов обратился к Николаю II с предложением о введении выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов.
Император ухватился за эту идею, и в феврале 1905 года по данному вопросу дважды собирался Совет министров. Решение, однако, так и не было принято. Среди министров и в окружении Николая II было очень много деятелей, убеждённых, что бунт можно усмирить силой, а самодержавие должно быть сохранено в неизменном виде.
Но ситуация с каждым днём ухудшалась, и 18 февраля Николай II своим рескриптом назначил министра внутренних дел Александра Булыгина председателем Особого совещания для разработки проекта положения о представительном органе — Государственной Думе.
«Он едва ли представлял, в чём состоит государственная деятельность»
Александр Григорьевич Булыгин стал министром внутренних дел 20 января 1905 года, сменив отставленного от должности после Кровавого воскресенья Петра Святополк-Мирского.
За плечами у Булыгина было больше трёх десятилетий государственной службы, работа в должности калужского и московского губернатора, пост помощника при московском генерал-губернаторе, великом князе Сергее Александровиче.
Современники описывали Александра Булыгина как честного служаку, лишённого, однако, каких бы то ни было государственных талантов. Сподвижник Петра Столыпина Владимир Гурко писал о Булыгине: «Прекраснейший и честнейший человек, Булыгин, разумеется, не был государственным человеком и едва ли даже представлял себе, в чём именно состоит государственная деятельность».
Уже по этой характеристике можно понять, что ждать каких-то смелых предложений от Булыгина в деле создания проекта законодательного органа не приходилось.
К работе в Особом совещании были привлечены как видные чиновники, так и специалисты в области права. Первый вариант проекта Булыгин представил Николаю II 23 мая 1905 года, после чего началась длинная череда внесения поправок и исправлений, растянувшаяся ещё почти на три месяца. Положение в стране всё это время только ухудшалось.
Проблема состояла в том, что и в Особом совещании у Булыгина, и в Совете министров преобладали люди консервативных взглядов, старательно ограничивавшие даже те не самые обширные права, что давались Государственной Думе по первоначальному проекту.
Дума без рабочих, женщин и губернаторов
Наконец, 6 августа 1905 года император Николай II подписал манифест об учреждении в России Государственной Думы — высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. В тот же день было опубликовано «Положение о выборах в Государственную Думу».
Согласно утверждённому проекту, Государственная Дума получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчёт государственного контроля и давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет, откуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение».
Депутаты Думы избирались сроком на 5 лет; при этом большинство населения избирательными правами не наделялось. Не имели избирательных прав лица моложе 25 лет, рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие, иностранные подданные. К этим категориям добавлялись губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники и полицейские чины в пределах подведомственных им местностей.
Выборы проводились по губерниям и областям, а также отдельно по столицам и 23 крупным городам. Для крестьян предполагалось установить четырёхстепенные, для помещиков и буржуазии — двухстепенные выборы; 42% выборщиков должно было избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% — съездами уездных землевладельцев (ценз от 100 до 800 десятин) и 24% — съездами городских избирателей (ценз — недвижимое имущество стоимостью 1500 руб., в столицах — 3000 руб.).
Избрание членов Государственной Думы должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей под председательством губернского предводителя дворянства или собранием городских избирателей под председательством городского головы.
Сравнительно высокое представительство крестьян, особенно в сравнении с рабочими, объяснялось тем, что правительство рассчитывало на сохранение консервативных настроений среди русского крестьянства. Хотя уже к осени 1905 года стало ясно, что расчёт на это не оправдывается.
«Издевательство над народным представительством»
Новый законосовещательный орган получил в российском обществе название «Булыгинская Дума».
Если бы подобный законосовещательный орган был учреждён при Александре I, это было бы невероятным прорывом в государственном устройстве России.
Если бы он был утверждён Александром II, это решение было бы своевременным ответом на ожидания общества.
Если бы проект «Булыгинской Думы» был утверждён 8 января 1905 года, накануне Кровавого воскресенья, то этот шаг был бы хорошим способом избежать назревшего кризиса.
Но в августе 1905 года, после семи месяцев революционного пожара, «Булыгинская Дума» выглядела анахронизмом.
Владимир Ленин охарактеризовал её как наглое и бесспорное издевательство над народным представительством. Той же точки зрения, что и большевики, придерживались представители большинства левых партий. «Булыгинской Думе» был объявлен бойкот, к которому присоединились и многие представители либеральных сил. Те же, кто заявил о согласии участвовать в выборах, говорили о том, что используют свои права в целях легального разоблачения «псевдонародного псевдоправительства».
Приговор для бывшего министра
Согласно проекту, «Булыгинская Дума» должна была быть созвана не позднее января 1906 года. На практике этого не произошло. Рост революционной активности привёл в октябре 1905 года к всеобщей политической стачке, и 17 октября был обнародован Манифест Николая II о предоставлении политических прав и свобод, а также учреждении Государственной Думы не как законосовещательного, а как законодательного органа.
Император опоздал и тут. Политические права и свободы даровал народу не Николай II — народ вырвал их у монарха силой. Это обстоятельство ещё скажется на судьбе российской монархии и на личной судьбе Николая II в 1917 году.
Александр Григорьевич Булыгин был отставлен с поста министра внутренних дел через пять дней после опубликования Манифеста 17 октября. Он устарел так же, как и созданный под его началом проект Думы.
На различных менее значимых должностях Булыгин оставался вплоть до Февральской революции. Свержение монархии он пережил тяжело — в марте 1917 года его сразил апоплексический удар, после которого он отошёл от политики и уехал в своё имение в Рязанской губернии.
В 1919 году, в разгар Гражданской войны, прошлое настигло отставного министра. Он был арестован сотрудниками рязанской ГубЧК. 5 сентября 1919 года 68-летний Александр Булыгин был расстрелян «за реакционную политику, проводимую в 1905 году».