Ничто так не сближает людей одной профессии, как возможность отпраздновать в кругу коллег свой профессиональный праздник. Загвоздка только в том, что не все профессии, существующие на данном этапе развития нашего общества, удостоены собственного дня в календаре. Тем интереснее было узнать об инициативе компании «Гедеон Рихтер», предложившей ввести день медицинского представителя. Соответствующее письмо министру здравоохранения Веронике Скворцовой 9 сентября 2015 года направил глава российского представительства «Гедеон Рихтер» Аттила Варади. В документе он подчеркнул особую значимость этой профессии: «Медицинские представители являются связующим звеном между инновационными разработками фармацевтических компаний и врачами и пациентами».
Мы не могли проигнорировать и мнение работников аптек, с которыми медицинские представители находятся в самом тесном контакте, пытаясь с большим или меньшим успехом впечатлить их своей продукцией. Что совсем нелегко, поскольку за день через аптеку в среднем проходит до 10 представителей различных компаний-дистрибьюторов. Может быть, именно поэтому работники первого стола так не любят своих гостей, ставя им в вину бесцеремонность и отсутствие коммуникативных навыков.
Отметим, что в Минздраве вводить всероссийский день медпредставителя пока не спешат. В ответ на запрос «ЛекОбоза» о перспективах инициативы компании «Гедеон Рихтер» представители министерства сообщили, что «пока информации о введении подобного праздника нет». Зато добавили, что в данный момент в Госдуме идёт рассмотрение вопроса об учреждении Дня фармацевтического работника. Впрочем, эту информацию не подтвердили уже представители Комитета Госдумы по охране здоровья.
Всё говорит о том, что собственного праздника у медицинских представителей пока не будет. Но что мешает им присоединиться к провизорам и фармацевтам, в том случае, конечно, если Дума примет положительное решение о введении в профессиональный календарь Дня фармацевтического работника? Возможно, общий праздник поможет, наконец, прийти к согласию медпредам и аптекарям. Ведь по большому счёту все усилия направлены к одной цели – здоровью и благополучию человека.
Аттила Варади: «Если Минздрав поддержит инициативу, мы предложим индустрии обсудить возможную дату»
Директор представительства «Гедеон Рихтер» в России Аттила Варади рассказал, зачем он попросил министра учредить день медицинского представителя.
Светлана Шилькова, «ЛекОбоз», Спецвыпуск: Как у вас возникла мысль выступить с инициативой учреждения дня медицинского представителя? Действительно есть насущная необходимость в его праздновании?
Аттила Варади: Мы считаем, что «Гедеон Рихтер» оказал большое влияние на формирование современного фармацевтического рынка, и значительную роль в этом процессе сыграли именно медицинские представители. В 90‑е годы они вообще стали единственно доступным источником информации о современных методах лечения. А с начала ХХI века стали налаживать обмен опытом между специалистами здравоохранения России и западных стран, сегодня же частично взяли на себя функцию и фармакоконтроля, отслеживая побочные эффекты применения препаратов и обсуждая вопросы приверженности назначенной терапии. В конечном итоге всё это во многом влияет на разработку новых препаратов, на то, насколько качественное и доступное лечение получат пациенты. Это характерно практически для всех фармацевтических компаний, поэтому логично было предложить повысить статус этой профессии для всей индустрии.
- Кому именно в компании первому пришла в голову мысль о дне медпреда – сотрудникам пиар-отдела?
- Все наши топ-менеджеры начинали свою карьеру с работы медицинского представителя. Именно «в полях», считают многие, находится сердце компании. Идея реализовать проект в этой сфере, можно сказать, витала в воздухе. Руководитель департамента маркетинга впервые её озвучил, наш PR-отдел совместно с нашим партнёрским PR-агентством предложил ряд тактических инструментов, далее мы всё это обсудили. И финальный вариант поддержали топ-менеджеры компании. То есть получилась такая командная работа, которая вызвала очень большой интерес со стороны наших полевых сотрудников.
Мы создали проект «Сегодня я – медицинский представитель», в ходе которого топ-менеджеры сами пошли «в поля». Я лично ходил на визит в аптеку, рассказывал провизору о новой форме одного из популярнейших наших препаратов – «Панангина», уточнял, какие пациенты, как часто и с какими препаратами вместе его покупают. Как и большинство моих коллег, я работал медицинским представителем много лет назад и никогда не делал это на русском языке. Конечно, волновался, готовился, пригласил с собой своего ментора – медицинского представителя.
- Существует ли подобный профессиональный праздник в Венгрии?
– Нет, вообще о существовании такого дня, утверждённого на уровне государства в какой-либо стране, я не слышал. Скорее речь может идти об отдельных частных инициативах. Тем не менее нашим проектом заинтересовалась штаб-квартира. Мы поделимся своими наработками – возможно, коллеги сочтут их полезными и решат воплотить эту идею у себя.
- В России есть День медицинского работника, а медпреды, как правило, имеют медицинское образование. Почему не хотите совместить?
– Несмотря на то, что все медицинские представители имеют медицинское образование, их работа весьма сильно отличается от работы врача. Они должны не только знать азы медицины, они должны обладать навыками анализа и структурирования информации, коммуникаций, находить компромиссы, понимать бизнес-задачи компании и так далее. Кроме того, по многочисленным отраслевым исследованиям, врачи воспринимают медицинских представителей как один из ключевых каналов получения новой информации. Полевые сотрудники помогают им быть в курсе современных достижений в области лечения того или иного заболевания, а значит, способствуют эффективной терапии и повышению качества жизни пациентов.
- Если вводить день медпреда, то, может, стоит пойти ещё дальше – создать, например, профсоюз медпредставителей, который будет защищать и отстаивать их права?
– Своей инициативой мы не пытаемся создавать новые объединения, площадки для высказывания мнения и интересов. Медицинские представители сегодня имеют несколько таких ресурсов. Мы же хотим поднять значимость профессии для отрасли в целом, для врачей, для пациентов; мы стремимся к получению общественного признания профессии медицинского представителя как социально важной.
- Насколько затратен данный способ продвижения продукции и как хорошо себя окупает?
– Как правило, в любой фармацевтической компании медицинские представители составляют 75–80% всего персонала. Действительно, содержать такой большой штат – весьма значительные инвестиции, которые берут на себя фармацевтические компании. Но это не только инвестиции в создание рабочих мест. Это инвестиции в образование врачей, в их профессиональное развитие, в мониторинг побочных действий. Мы их расцениваем как инвестиции в модернизацию здравоохранения.
- Каким образом предлагается праздновать данный праздник, если Минздрав поддержит данную инициативу? Выбрана ли уже предполагаемая дата?
– Не могу припомнить какой-либо профессиональный праздник, имеющий чёткие традиции «отмечания». Если Минздрав поддержит нашу инициативу, мы предложим профессиональному сообществу, индустрии обсудить возможную дату. Лично я считаю, что это должна быть весна – медицинскими представителями в основном работают представительницы прекрасного пола.
- На каком этапе сейчас находится решение данного вопроса, был ли какой-то отклик из Минздрава и каковы шансы получить положительный ответ?
– Мы ожидаем официального ответа от министерства до конца октября. Но вне зависимости от того, будет ли он положительным или отрицательным, в нашей компании день медицинского представителя будет учреждён.