В конце октября в Тульской области суд признал местного фармацевта виновным в присвоении денежных средств аптеки. О психологических аспектах воровства, а также о том, почему у работодателей всё ещё нет чёрного списка неблагонадёжных сотрудников, «ЛекОбоз» поговорил с представителями фармрынка.
Хотя подавляющее большинство провизоров и фармацевтов – люди добропорядочные, владельцы розничного фармбизнеса иногда жалуются на воровство со стороны собственных сотрудников. Тем более что, даже если нарушитель пойман, доказать его вину или хотя бы довести дело до суда практически невозможно.
И тем не менее только за последний месяц в информпространство попали две новости о денежных изысканиях первостольников в аптеках. Обоим героям событий по 25 лет, оба работали в аптечных учреждениях ЦФО. В первом случае провизор аптеки в Воронеже вбивала в чеки лекарства, не заказанные покупателем, рассчитывая на его невнимательность. За две недели это позволило ей «заработать» дополнительные 30 тыс. руб. Пока её вина не доказана, но ей вменяется ст. 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество). Во втором случае фармацевт в аптечном пункте посёлка Тёплое Тёпло-Огарёвского района Тульской области получал от покупателя деньги за товар, но не выдавал кассового чека. После этого он отменял продажу, а полученные деньги присваивал. В итоге сумма невыданных чеков составила более 346 тыс. руб. Суд признал его виновным по ч. 3 ст. 160 УК РФ (присвоение чужого имущества с использованием служебного положения) и приговорил к штрафу в 200 тыс. руб.
Отсюда до суда
Опрошенные «ЛекОбозом» эксперты заметили, что аптеки подобные случаи доводят до сведения суда или полиции крайне редко. Доказать такую вину сотрудника практически невозможно, поэтому часто аптеки пытаются заранее себя обезопасить.
Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов заметил, что в аптеках с закрытой выкладкой материальную ответственность за имущество фармпредприятия несут все первостольники в равной степени. Дело в том, что отследить мелкие кражи и нарушения, если речь не идёт о прямой краже денег из кассы, достаточно сложно. Ещё сложнее понять, кто именно виноват. Обычно не помогают ни системы видеонаблюдения, ни пристрастные беседы. Круговая порука действует лучше – сотрудники не заинтересованы в том, чтобы в их коллективе работал нечистый на руку коллега и, как правило, быстро от него избавляются.
Сложнее дела обстоят в аптеках с открытой выкладкой. При такой форме реализации организации, как правило, заранее закладывают определённый процент краж. И заставлять в этом случае нести материальную ответственность провизоров и фармацевтов всё же не очень верное решение, полагает Николай Беспалов.
Огласите список
По мнению исполнительного директора «Национальной фармацевтической палаты» Елены Неволиной, ситуация осложняется отсутствием на рынке чёрного списка неблагонадёжных сотрудников, а также перманентным желанием бизнесменов «напакостить» друг другу. Как правило, поймав своих первостольников на нарушении, работодатель молча отпускает их в свободное плавание, а потом наблюдает, кому из конкурентов достанется это «сокровище».
Впрочем, попытки создать подобный чёрный список всё-таки были. Как рассказал директор Ассоциации аптечных организаций «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов, пять лет назад особо активные участники рынка порывались составить такой перечень, однако «СоюзФарма» удержала инициаторов от такого шага. «Нельзя обвинить человека, пока его вина не доказана судом. Обвинение человека в воровстве – это причинение ему морального вреда. В конце концов можно получить судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации», – замечает г‑н Целоусов.
При этом он указывает, что довести ситуацию с воровством до суда практически невозможно. Часто, когда полицейские приходят в аптеку, обнаружившую у себя недостачу, они просто разводят руками и говорят: «Может, вы просто ошиблись при расчётах?» Добавим, что совсем недавно инициатива с чёрным списком возродилась вновь, но «СоюзФарме» опять пришлось её погасить. «В настоящий момент действует Федеральный закон РФ «О персональных данных», и создание такого перечня напрямую противоречит его нормам», – резюмирует глава ассоциации.
Психология Робин Гуда
Елена Неволина замечает, что работники аптеки, периодически присваивающие аптечное имущество, часто в принципе не считают себя ворами. «В нашей стране, к сожалению, ещё не сложилось уважительное отношение к чужой собственности. Когда в Европе ты разговариваешь с сотрудником, понимаешь: он работает на совесть и уважает своего работодателя, потому что тот обеспечивает ему регулярный стабильный доход. А у нас считают, что работодатель сотруднику по умолчанию должен. Логика следующая: «Если бы не я, у него бы вообще ничего не получилось. Он мне недоплачивает». То есть сотрудник не ворует, он берёт то, что, по его мнению, принадлежит ему по праву. Налаживает социальную справедливость. В общем, не воры, сплошные робин гуды, – рассказывает г‑жа Неволина. При этом эксперт замечает, что работодатели, выплачивающие серую зарплату, скорее всего, имеют больше шансов пострадать от «налаживания социальной справедливости». Как выяснилось, г‑жа Неволина сама столкнулась с таким отношением сотрудников в начале 1990‑х гг., работая директором аптеки. Тогда её заместитель, попавшаяся на воровстве, заявила, что лишь «взяла премию», которой её, по её мнению, неправомерно лишили.
Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов, работавший в начале 2000‑х за первым столом, также столкнулся с «устроителем аптечного коммунизма». «Год это был, наверное, 2001‑й. Я, будучи студентом, подрабатывал в аптеке на Арбате. Это было достаточно крупное двухэтажное фармпредприятие. Аптека была круглосуточная, на ночь в ней оставались два первостольника – в рецептурный и безрецептурный отделы – и охранник. Ночью, пока никого не было, разрешалось уходить в подсобку. Если приходил покупатель, тебя вызывал охранник. И вот однажды я так ушёл, а потом через несколько недель, когда провели учёт, оказалось, что пропали несколько дорогих гормональных препаратов и часть денег из кассы. Мне как участнику всего этого действия сказали, что сумма ущерба составляет около трёх-четырёх тысяч и я должен её возместить. Зарплата моя тогда была около семи тысяч рублей», – поделился воспоминаниями г‑н Беспалов. Разумеется, расстроенному студенту не оставалось ничего другого, как прийти к заведующей и сказать, что он ничего не крал, но, поскольку всё равно виноват – не уследил, готов к штрафу. Тем не менее, как выяснилось, в аптеке такая ситуация происходит не впервые. Путём нехитрых изысканий руководство аптеки вычислило вора. Им оказался охранник. Именно он в одну из ночей, когда юный провизор Николай Беспалов ушёл ужинать и оставил ключ в кассе, воспользовался его рассеянностью. В итоге охранника просто уволили, а у Беспалова вычли из зарплаты символическую сумму. Чтобы ключи в кассе больше не забывал.
Доверяй и проверяй
Ситуация была бы лучше, полагают Елена Неволина и Дмитрий Целоусов, если бы бизнес больше времени уделял бэкграунду новых сотрудников, но на российском фармацевтическом рынке пока не принято звонить предыдущим работодателям, да и конкуренция за каждого провизора и фармацевта очень высока.
Генеральный директор аптечной сети «НеоФарм» Евгений Нифантьев не вполне согласен с коллегами. Он рассказал, что в его компании при приёме сотрудника на работу принято всегда чётко прослеживать его трудовой путь и обзванивать его бывших работодателей. «Если человек всю жизнь не воровал, он и не начнёт это делать. Но есть некая прослойка людей, которая ходит из аптеки в аптеку и везде работает нечестно. Хотите себя максимально обезопасить, узнайте, не отличился ли ваш соискатель где-нибудь», – указывает он. Ещё один неплохой способ борьбы с воровством, полагает г‑н Нифантьев, – это обещание вернуть деньги покупателю при невыдаче чека.
Заметим, что, несмотря на все сложности и противоречия, эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что подавляющее большинство работников аптеки – люди честные и добросовестные, а нечистый на руку первостольник – как раз то самое исключение из правил. И тем не менее работодателям не стоит забывать о необходимости постоянно поддерживать финансовую мотивацию своих сотрудников.