МЭШ — проект для всех участников системы образования — от учителей до учеников и их родителей. Он включает в себя сразу несколько составляющих — комплексную инфраструктуру и контент — электронный журнал и дневник, библиотеку электронных материалов. О том, как именно развивается данный проект и какие планы по его улучшению существуют у разработчиков, АиФ.ru рассказала руководитель продукта направления «Информационные технологии в образовании» Департамента информационных технологий г. Москвы Светлана Романова.
Сила в знаниях
АиФ.ru: Светлана Анатольевна, большое значение в проекте уделяется библиотеке образовательных материалов. По какому принципу она формируется?
Светлана Романова: МЭШ — это очень большой и информативный ресурс для учителей, учеников и родителей. Сегодня в библиотеке проекта уже свыше 70 тысяч электронных сценариев уроков, которые составили сами учителя. Каждый педагог может разрабатывать свои сценарии проведения того или иного урока, находить необходимые материалы для его организации и т.д. Все это он может загрузить в систему. Другие педагоги могут брать эти разработки как готовый урок, написанный кем-то другим, и адаптировать его под себя, так и создавать свои сценарии уроков. В результате главными участниками наполнения библиотеки электронных материалов проекта становятся сами педагоги, что позволяет им развиваться творчески и раскрывать свой потенциал более полно.
Для учеников такой вариант также оказывается полезным, ведь они могут найти в платформе любой урок и подобрать дополнительный материал по нужной теме, что значительно расширит полученные ими знания. Родители же имеют свои плюсы от данной библиотеки — они в любой момент могут изучить содержание учебной программы детей.
На то, что у учителей данный проект вызвал горячий отклик, указывает тот факт, что количество материалов в библиотеке за год существенно выросло. Ведь на момент старта проекта в системе было всего 1,5 тысячи сценариев. Причем составлены они были силами методистов городского методического центра. Сейчас же прирост числа сценариев усилиями педагогов составляет более 10 000 в месяц. Аналогичная ситуация и с тестовыми заданиями. Мы изначально не планировали вводить какие-либо ограничения, а наоборот, хотели предоставить учителям максимально гибкие возможности для самореализации. Это же касается и отбора контента для размещения в платформе: учитель может создавать материалы и сохранять в его рабочем пространстве. Чтобы сделать урок доступным всему городу, педагогу доступна отправка своих разработок на методическую и содержательную модерации. Важно, чтобы контент был именно образовательным и не содержал недопустимого для детей материала, в остальном мы только приветствуем разнообразие и поощряем самых активных разработчиков.
- Как получить доступ к библиотеке, где можно узнавать новости о новинках, появившихся в ней?
Доступ к библиотеке сегодня имеют все учителя московских школ, учащиеся и их родители. Войти в библиотеку можно через электронный журнал и дневник (выбрав вкладку «Дополнительно» — «Внешние ссылки» — «Учебники») или по прямой ссылке: uchebnik.mos.ru. Доступ по этой ссылке предоставляется авторизованным пользователям. С новинками можно ознакомиться в самой библиотеке, выбрав интересующий тип контента, предмет и уровень образования.
Широкий функционал
- Сегодня для родителей МЭШ — это чаще всего все же только электронный дневник. Как планируется показывать им весь спектр возможностей проекта?
- Конечно же, МЭШ, о чем я говорила выше, является гораздо более комплексным проектом и включает не только электронный дневник и журнал. Это и библиотека МЭШ, контент которой кроме сценариев уроков на сегодня включает уже более 700 тыс. отдельных элементов (фото, видео, аудио, текстовых файлов), более 4 тыс. тестов, 35 учебников, 181 художественное произведение, 6 виртуальных лабораторий и 6 томов хрестоматий.
Кроме того, МЭШ — это отдельная инфраструктура для образовательных организаций. В нее входят турникеты информационной системы «Проход и питание», от которой родителям ежедневно приходят оповещения о посещении и питании детей. Каждая школа оснащается системой видеонаблюдения, позволяющей быть в курсе всех происходящих в школе процессов. Также в школы поставляется определенный комплект оборудования: серверы, Wi-Fi-точки в классах, интерактивные панели и ноутбуки для учителей. Работать с системой внутри школы удобно с помощью гаджетов — сегодня этот вопрос решается разными методами: либо школа сама закупает их для учеников, либо допускается подключение к системе устройств самих учеников — смартфонов или планшетов. Платформа допускает применение любого устройства на современных мобильных операционных системах.
Чтобы наглядно показать родителям все плюсы МЭШ, в текущем учебном году в павильоне «Умный город» на ВДНХ будут организованы открытые мероприятия с представителями ДИТ. В ходе таких встреч ведущие эксперты по внедрению ИT в образовании познакомят желающих с проектом на примерах отдельных сервисов и услуг. Подробности о мероприятиях будут опубликованы на сайте проекта МЭШ — www.mos.ru/mesh. Мы приглашаем всех как на эти мероприятия, так и на постоянную экспозицию в «Умный город», где ежедневно проводятся экскурсии, на которых можно узнать об услугах, внедряемых Правительством Москвы не только в сфере образования, но и в таких отраслях как медицина, строительство, видеонаблюдение, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. В рамках экспозиции павильона представлены все составляющие «умного» города, которые будут интересны и детям, и взрослым.
Польза для учеников
- Как МЭШ упрощает жизнь самого ученика? Чем электронная версия дневника и системы в целом помогает ребенку организовывать себя и свой учебный процесс?
- МЭШ значительно упрощает жизнь ученика. Во-первых, вес портфеля заметно уменьшается, ведь все учебники теперь в электронном виде. Во-вторых, сервис всегда под рукой: из любой точки можно зайти в платформу и узнать о расписании на завтра, сообщить учителю о выполнении домашнего задания. Кроме этого, уроки с использованием интерактивных сценариев делают процесс обучения более ярким и увлекательным. Если раньше ученики не хотели выходить к доске, то теперь учителя рассказывают о том, что дети стремятся показать свои знания у современной интерактивной панели. МЭШ — это возможность для ребенка всегда быть в курсе своих оценок и домашних заданий, учиться играя и проходить все необходимые темы самостоятельно.
Нужные функции
- Какие сервисы для учителей максимально востребованы? Какие не нашли практического применения?
- Самый активно используемый учителями сервис — электронный журнал, и это очевидно. В этом году, в том числе и по итогам обработки заявок, приходящих в службу техподдержки, журнал визуально обновился, а работа с ним стала легче и комфортнее. Чаще всего учителю необходимо выставлять оценки, отмечать отсутствующих на уроке или выдавать домашние задания. Сейчас эти функции доступны только в web-версии. Учителя нас просят реализовать те же самые функции в мобильном приложении. До конца этого года мы планируем опубликовать приложение для смартфонов, в котором данный функционал будет доступен. Это сделает работу учителя еще более комфортной и независимой от места проведения урока — будь это класс, парк или музей.
Что касается невостребованных сервисов, то их нет. Перед тем, как начать какой-то проект, мы совместно с Департаментом образования города Москвы анализируем его потенциальную актуальность.
- Какие возможности получает учитель при работе с системой? Насколько взаимодействие между ним, ребенком и родителем отработано в такой связке?
- МЭШ — это система, в которой учителя могут творить, создавая новый контент, дети — искать то, что им интересно, а родители просматривать сведения о ходе образовательного процесса. Каждый участник найдет здесь полезное для себя. МЭШ помогает преподавателям экономить время и творчески развиваться в своей профессии. Для учителя эта система — это в первую очередь удобная реализация педагогических задач, адаптация содержания урока под потребности конкретного класса и возможность повысить успеваемость за счет заинтересованности детей к обучению. К каждому ученику теперь реально найти подход, создать личную образовательную траекторию, предложить индивидуальный набор контента.
Функция обратной связи в электронном дневнике и журнале — это одна из тех возможностей, которая, как показывают опросы, максимально необходима. Возможность взаимодействия не только в очном общении или посредством социальных сетей, но и с использованием различных новых цифровых механизмов в Едином электронном образовательном пространстве города — это требование как учителей, так и родителей.
- Какие сервисы планируется внедрить в МЭШ еще, чтобы сделать ее еще более полезной и нужной?
- В мире сейчас явно прослеживается ряд ключевых трендов: это и дистанционное образование, его индивидуализация, и внедрение игровых механизмов в учебный процесс. Мы стараемся идти в ногу со временем, поэтому в будущем планируем запуск проектов, которые будут использовать концепцию геймификации (повышения вовлеченности и качества усвоения информации школьниками при помощи игровых методик), а также будем организовывать коворкинги и ИТ-полигоны, персонализировать образование с использованием больших данных.
Электронный дневник школьника расширится за счёт коммуникационных сервисов, таргетированных новостных рассылок с возможностью индивидуальной подписки по электронной почте на материалы об итогах успеваемости учащегося, информации об академических задолженностях и необходимости принятия мер в случаях снижения успеваемости. Планируется также информирование о проведении городских олимпиад, мероприятий и важных событий города.
После нового года начнет работать журнал дополнительного образования, где будет отображаться вся информация о кружках и секциях ребенка.
Уже совсем скоро в библиотеке МЭШ появится новый тип контента — образовательные приложения. Любой желающий, будь то физическое лицо или крупная компания, сможет размещать в платформе свои разработки. Это позволит учащимся и педагогическому составу выбирать лучшие приложения и использовать их в образовательном процессе совершенно бесплатно.