Могли ли вы когда-нибудь представить себе, что сможете обращаться к своему директору по имени, спрашивать у него совета и даже вместе шутить? Скорее всего, такая картина представляется с трудом. А вот для ребят из 7 московских школ это стало реальностью.
Вместе с руководителями они прошли непростой отбор, а наградой за победу в конкурсе #директорВпоход стало их совместное путешествие.
«Присылайте вертолёт!»
Поход сблизил детей, директоров и их инструкторов, сделал из них дружную команду. Теперь всех этих людей объединяют общие воспоминания, приключения и шутки, которые понятны только своим.
«Я недавно перешла в эту школу и знала директора как человека строгого, который тебе может «прописать» за опоздание, сделать замечание за внешний вид. А в походе Павел Александрович Северинец раскрылся совершенно с другой стороны. Я узнала, что он тонко чувствует людей, умеет находить ошибки, грамотно анализирует их и всегда объясняет сложные вещи простым языком. А ещё он был заводилой нашего отряда. Как-то раз надел спальник на себя, открыл часть для лица и стал петь «Я банан...». Ну, естественно, все засмеялись. И подумали: если ему весело, зачем мы грустим?! Самое главное – я поняла, что в школе люди одни, а в жизни – другие», – делится впечатлениями Алина Куштуева из школы № 444.
Для многих детей этот поход стал первым в жизни. Ежедневные марш-броски по горам, рюкзак, вес которого составляет не меньше 15 кг, назойливые мошки и резкая смена температуры (из жары в холод с заходом солнца) выматывали физически и психологически. А мобильный телефон не ловит сеть в районе Бугунжи (посёлок в Мостовском районе Краснодарского края), поэтому маме с папой не позвонишь, друзьям не напишешь. И в такие моменты особенно нуждаешься в поддержке старшего товарища.
«После второго дня похода я плакала, думала, что больше не выдержу, хоть… присылайте за мной вертолёт! Наталья Андреевна Зуева тогда сказала, что сейчас мне может быть тяжело, но потом я буду гордиться, что преодолела себя и дошла до конца. Я рада, что справилась, иначе бы не увидела столько красоты вокруг. Однажды мы встали очень рано и пошли встречать рассвет – я никогда не видела, как солнце встаёт из-за гор. Это потрясающе!» – признаётся Маша Образцова из школы № 1637.
«Боялся подвести ребят»
«Я уже бывал в походах, всё знал и ко всему был готов, но конкретно здесь мне было очень тяжело. Никогда прежде не нёс ответственности за других людей, очень боялся подвести, ведь от руководителя группы зависело всё – от ночлега до еды, – рассказывает Артём Кузнецов из школы № 1637. – Я был рад тому, что инструкторы и директор поддерживали, учили, как именно говорить с друзьями, чтобы тебя поняли правильно и все работали в одной команде. Когда вернулись в базовый лагерь, я был счастлив, что нашёл столько новых друзей».
Как только отряд вставал на стоянку, о трудностях забывали все. Девочки делились советами, где лучше мыть голову – в речке или в водопаде, а мальчиков подбадривал «Макс Корж», вырывающийся из портативной колонки.
«Я научилась у детей позитивному отношению ко всему, что происходит вокруг. И как бы ни было сложно (например, я пошла в поход после травмы, у меня были потянуты связки на ногах, но сдаться я не могла), ребята меня поддерживали. А сами они как сплотились! Если мальчики видели, что девочкам тяжело, сразу перекладывали часть их груза себе, ребят не нужно было ни о чём просить, они сами всё видели, – уверяет директор школы № 1637 Наталья Зуева. – Кстати, после первого дня они сказали, что больше никогда не пойдут ни в какие походы, а после завершения приключения в Краснодарском крае хотят… в Карелию».
«Мы забыли про соцсети»
Что же делали ребята в походе? Переходили вброд реки, изучали дольмены, взбирались на скалу Кизинчи, с которой открывается восхитительный вид на окрестности.
Телефон без связи с внешним миром превратился в фотоаппарат, который ни на минуту не выпускался из рук.
«Без Интернета было легко, я думала, наоборот, завою сразу, но в походе было не до этого. Каждый день столько всего происходило, что кажется, прошла не неделя, а целый месяц. Мы и думать забыли про соцсети!» – заявила Анастасия Подлягина из школы № 892.
«В походе мы видели куропаток, сычей. А лисицы совсем не боялись нас и пытались поживиться чем-нибудь вкусненьким из наших припасов, как только мы ложились спать», – удивил директор школы № 892 Юрий Вержбицкий.
«Это ещё что! Однажды утром я попытался засунуть ногу в ботинок, но что-то помешало, потом перевернул его и высыпал целую горку орешков. Лесные мышки решили, что моя обувь – подходящее место для домика», – со смехом добавил директор школы № 329 Алексей Пономарёв.
Преодоление и размышление
«В этом проекте я осознал, что по сравнению с инструкторами я ничего не умею. А ведь я вожу детей в походы уже 15 лет», – поделился директор школы № 446 Дмитрий Исаев.
«Инструкторы – удивительный сплав, с одной стороны, туристского опыта, а с другой – знания детской психологии», – восхищается директор школы № 444 Павел Северинец.
Несмотря на волнения по поводу первого проекта #директорВпоход позитивные результаты превзошли все ожидания. «Когда я встретилась на первом занятии с директорами, поняла, что они на самом деле хотят привлечь детей (своих как минимум) к туризму», – анализирует специалист «Лаборатории путешествий» Мария Якушенкова.
«Я уверен, что каждый человек в этом походе открыл что-то важное для себя. Ребята и их руководители оказались первопроходцами серьёзного и нужного мероприятия, – подводит итог директор центра допобразования «Лаборатория путешествий», полярный путешественник Матвей Шпаро. – На них смотрели друзья, одноклассники, вся школа! Причём не только своя. Я очень рад, что они вернулись счастливыми. Пройдёт немного времени, мы всё проанализируем. Будут новые походы, пойдут новые директора, возьмут новых детей. И это здорово».
А Москва встретила ребят, директоров и инструкторов очень шумно. Но путешественники как будто не замечали суматохи вокруг них – казалось, что они не верили, что всё закончилось, на глаза наворачивались слёзы, все обнимались и обменивались пожеланиями.
«За эту неделю дети прошли такую школу жизни, которую и представить себе не могли. Я думаю, этот удивительный опыт поможет им в дальнейшем относиться к некоторым ситуациям проще», – считает Алексей Пономарёв.
«Уверена, что для всех участников этого большого приключения жизнь разделилась на до и после похода. Это была серьёзная и непростая работа над собой, это было преодоление, размышление, анализ», – уверена директор школы № 1324 Татьяна Крымова.
Впечатления от #директорВпоход ещё не улеглись, но все его участники как один ждут #директорВпоход2. И, конечно, #вместесАиФ.