Примерное время чтения: 9 минут
1962

Оживить робота. В Москве открылась первая в России Школа юного хирурга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. Какие законы на пользу, а какие - нет? 09/08/2017
Все инструменты у школьников настоящие.
Все инструменты у школьников настоящие. / Ольга Костенко-Попова / АиФ

Несерьёзные фамилии пациентов - единственное, что напоминало о некоторой по­становочности «медпроцесса» на открытии Школы юного хирурга в Российском национальном исследовательском медицинском университете (­РНИМУ) им. Пирогова. Остальное - выплески «крови» из вен и артерий, крики «Мы его теряем!», точная и быст­рая работа врачей - выглядело натуральнее, чем сериал «Скорая помощь». И неважно, что оперировали в основном роботов, резали свиные внутренние органы, а некоторые девчонки не могли сдержать писк при виде развороченных ран. Всё было максимально по-взрослому. Юмора добавляли разве что сами врачи-наставники, подстёгивая юных хирургов словами: «Представьте, что к вам в отделение пришла свинья-призывник и утверждает, что у неё язва и в армию ей идти никак нельзя. И от того, найдёте вы эту язву у неё в желудке или нет, зависит вся её свинская жизнь».

Профессию надо «пощупать изнутри»

«А вдруг этот человек пловец и у него объём лёгких нестандартный? А мы его откачиваем как обыкновенного пациента. И ведь не спросишь - без сознания, как назло», - старше­классники Даниил Александровский и Олег Новиков (на фото) успевают шутить, оказывая первую помощь роботу «в отключке». На всё про всё 10 минут - потом переход на следующий объект. Их в «хирургическом квесте», которым Школа юного хирурга ярко отметила своё открытие, более десятка одновременно на нескольких этажах Учебного центра им. Пирогова: останавливают кровь, делают дыхание «рот в рот» или успокаивают нервную беременную. 

Такие даже робота оживят!
Такие даже робота оживят! Фото: АиФ/ Ольга Костенко-Попова

Меня поражает, как уверенно и хладнокровно ребята «ныряют» в раны. Спрашиваю: «Откуда такой самоконтроль и навыки?» «Занятия у нас были пока всего неделю. Правда, с утра до вечера, - поясняет Даниил Александровский. - Но многие учатся в медицинских классах, кроме того, какие-то навыки на уроках ОБЖ приобрели. По­этому не страшно, хотя, когда мы откачивали робота без сознания, так давили ему на грудь, что мне казалось - сейчас лёгкое-муляж разорвётся, как грелка резиновая! Самые главные чувства - восторг и благодарность. Я лично абсолютно счастлив от такой возможности «пощупать изнутри» работу, о которой с детства мечтаю. В семье врачей нет, но я чётко решил стать хирургом-онкологом. Хочу спасать людей, потому что у меня много родст­венников, увы, столкнулось с онкологией. Много чему ещё придётся научиться. Но главное, что я понял от хирургов-наставников, - нужно сопереживать пациентам, видеть в них людей, а не тела. Это мне очень близко: решив стать врачом, я не резал лягушек, а выращивал бабочек из гусениц. Даже махаонов!»

Никаких татуировок! 

«Ребятам, попавшим в нашу летнюю хирургическую школу, можно только по-хорошему позавидовать, - озвучивает взрослую позицию врач-хирург, кандидат медицинских наук Тарас Нечай. - Они смогут ко всему прикоснуться, всё попробовать, понять, что хирургические иглы такие непривычно кривые, потому что другими человека не зашьёшь! Нас в своё время в медицинском институте мало к чему подпускали, рану рассматривали из третьего ряда... А тут просто фантастика: школьники и узел хирургический настоящий наложить смогут, и аппендикс - пусть у робота, но максимально «человечного» - вырезать! Очень важно, что они сейчас, пройдя своеобразный тест-драйв профессии, смогут понять - ехать им дальше или сойти. Решили ехать - двигайтесь к цели, не нарушая правил. Такой мой первый совет. А второй: хотите стать действительно уважаемыми врачами - ну не делайте себе татуировки на видных местах и не красьте волосы в синий цвет! Хирург должен вызывать у пациента доверие и уважение, а не шок!»
«Я бы и сам сейчас с ребятами по объектам пробежался, - улыбается профессор, проректор по лечебной работе РНИМУ им. Пирогова Христо Тахчиди. - Вон как у них глаза горят! Тут ведь важно что? Даже если кто-то не пойдёт дальше учиться на врача, но всё же на всю жизнь получит уникальные навыки медицинской грамотности. А кто-то, может, наоборот, внезапно влюбится в нашу профессию! Вот я, например, совершенно случайно попал в медицину: увлекался физикой и математикой, но, когда я был в 8-м классе, очень тяжело заболел отец. Приехал его спасать дядя - врач, романтик профессии, и за полтора месяца я чётко и бесповоротно от него «заразился» - решил стать врачом».

Хирург Тарас Нечай подбадривает девчонок, исследующих свиной желудок: «Как я погляжу, ко мне пришли уже практически готовые врачи-эндоскописты!»
Хирург Тарас Нечай подбадривает девчонок, исследующих свиной желудок: «Как я погляжу, ко мне пришли уже практически готовые врачи-эндоскописты!» Фото: АиФ/ Ольга Костенко-Попова

На человека больше всех похожа... свинья

Что мне особенно понравилось - серьёзный пилотный проект РНИМУ им. Пирогова при поддержке столичного Департамента образования сделан максимально научно и профессионально, но «облегчён» за счёт знаменитого врачебного юмора. Летние занятия названы иронично «Острая кишечная непроходимость. Ты туда не ходи, ты сюда ходи» или «Сосудистая хирургия. Ноги вам ещё пригодятся». Врачи-наставники сплошь приветливые и молодые: это специально, чтобы говорить с ребятами на одном языке. А кроме того, только представьте: проводить операции здесь можно на... мини-свинках. 

«Дело в том, что по внутреннему строению органов на человека больше всего похожа свинья, - разъяснил врач-хирург, замдиректора Учебного центра инновационных медицинских технологий Александр Гущин. - Поэтому все набивают руку у нас именно на свиных органах. Но, если нужна «операция целиком», подключаем мини-пигов - всё-таки миниатюрную свинку проще и компактнее использовать, чем огромную свинью. И не переживайте: многие после операций снова встают на копыта!» Пока ребята бегали от пациента к пациенту, оказывая помощь и по ходу заполняя чек-лист с сотнями заданий, от весёлых до серьёзных («Задайте правильные вопросы пациенту с подозрением на аппендицит: «Сколько у вас детей? Боитесь ли вы будущего? Приняли ли вы обезболивающее?»), я расспрашивала врачей, какими качествами должен обладать подросток, чтобы стать хорошим хирургом. Ответы меня поразили. Никаких специальных качеств - ни бесстрашия, ни стрессоустойчиво­сти - в самом начале не нужно, это всё придёт потом. Нужно просто любить людей и очень хотеть им помогать.

Кто даёт, тот получает

«Ведь мы, врачи, не лечим людей, мы помогаем им бороться с болезнью, - подытожил Христо Тахчиди. - Для этого нужно людей очень сильно любить. В то же время важно, чтобы и пациенты врачам доверяли. Тогда можно вытянуть самый безнадёжный случай». 

«Миленькая, потерпите ещё чуть-чуть, - раздалось в момент разговора из соседнего бокса, где две школьницы проверяли беременную-робота на предмет тромбоза. - Ну вот, у вас всё в порядке. Всё будет хорошо, ребёночек родится здоровым!» У меня появилась уверенность, что у стажёров Школы юного хирурга всё получится, потому что они уже умеют главное - сострадать. А остальному в университете, буквально нафаршированном всевозможной передовой техникой, где работают профессионалы - светлые и умные люди, их научат. Как сказано в молитве знаменитого врача Николая Пирогова, которая встречает здесь у входа: «Ибо кто даёт - тот получает, кто себя забывает - тот обретает». Мне показалось, что после открытия школы на портрете Николая Ивановича появилась... улыбка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах