В 47 регионах страны созданы экостанции для школьников. Благодаря им проходит профориентация на дефицитные для регионов сельскохозяйственные кадры и «зелёные» профессии будущего. Такие центры дополнительного образования создаются благодаря нацпроекту «Образование».
Каждая экостанция — это инновационная площадка, которая отвечает всем современным требованиям: химические и микробиологические, цифровые экологические лаборатории, электронные микроскопы, ноутбуки, мультимедийное оборудование, наборы для экологического мониторинга. Здесь дети погружаются в новые технологии сельского хозяйства, узнают об агроэкологии, агробиотехнологии, защите и восстановлении сельскохозяйственных земель, цифровизации в сельском хозяйстве, а также о мониторинговых исследованиях окружающей среды.
В Краснодарском крае в экостанции на базе эколого-биологического центра обучается 1812 ребят. Занятия проводятся по 5 направлениям:
• «Агро» направлено на изучение современных технологий и основ растениеводства и животноводства: «Цветоводство», «Сити-фермер», «Растениеводство». Успешной реализации программ направления «Агро» способствует наличие в учреждении двух теплиц — с тропическими растениями (гранат, олеандр, агава, фейхоа, финиковая пальма);
• «Био» включает в себя 42 программы, например «Занимательная химия», «Увлекательная флористика», «Загадки космоса», «Юный герпетолог», «Юный энтомолог», «Народная игрушка» и другие. В Центре есть три пруда, юннатский зоопарк, в котором содержится более 300 животных — всё это помогает в наблюдениях юным исследователям;
• «Экомониторинг» включает пять образовательных программ базового уровня: «Я — исследователь», «Экологический десант» и др. Обучающиеся имеют возможность заниматься исследовательской деятельностью на природе в «зелёных классах».
• «Проектирование». В рамках направления реализуются 6 образовательных программ: «Волонтерский вектор», «Эковолонтер», «Эко-английский», «Арт-студия «Фантазер», «Английский — легко!», «Посмотри на мир». В ходе занятий у ребят формируется экологическая грамотность, проектные компетенции в области разработки и реализации эковолонтёрских проектов.
• «Профи» предлагает реализацию двух дополнительных общеобразовательных программы: «Кинология. Углубленный курс», «Сити —фермер».
Чтобы ребята не скучали во время летних каникул, были организованы краткосрочные дополнительные программы по аналогии с основными направлениями.
В Алтайском крае экостанция открыта на базе местного краевого детского экологического центра. Ее деятельность ориентирована на создание в крае современных условий по формированию у детей и молодежи естественнонаучной и экологической грамотности. Занятия продолжаются и во время летних каникул, чтобы юные натуралисты продолжали осваивать новые навыки и получать знания. Так, обучаясь на направлении «Агро», ребята углубленно изучают особенности и новые технологии сельского хозяйства, узнают об агроэкологии, агробиотехнологии, защите и восстановлении сельскохозяйственных земель, цифровизации в сельском хозяйстве. Направление «Био» рассказывает ребятам о ботанике и зоологии. Направление «Экомониторинг» об общей и прикладной экологии, организации мониторинговых исследований окружающей среды. «Лесное дело» посвящено в технологии восстановления лесов. Еще одно направление, «Проектирование», способствуют экопросвещению школьников, знакомит их с основами эковолонтерства, вторичной переработки бытовых отходов, «зеленой» энергетики, а также учит создавать «зеленые» стартапы. Направление «Профи» способствовует профориентированию на профессии биотехнолога, урбаниста и ландшафтного дизайнера.
В Курской области экостанция открыта на площадке государственного политехнического колледжа. В этом учебном году здесь обучается 450 детей.
Региональная экостанция Пензенской области открыта на базе центра развития творчества детей и юношества. Приоритетами инновационной площадки является формирование у детей навыков и компетенций в области биологии, экологии, природопользования и реализуется благодаря двум направлениям: экомониторинг — общая экология, прикладная экология и организация мониторинговых исследований окружающей среды, эко-патрули и проектирование — экопросвещение и эковолонтерство, «зеленые стартапы», «зеленая энергетика», вторичная переработка бытовых отходов. Всего за время работы станции обучение прошли 180 детей.