«Математику способен изучить каждый ребёнок», - уверена Юлия Вериялова, учитель математики и информатики лицея № 1367 Москвы, финалист конкурса «Педагог года Москвы - 2014» в номинации «Молодой учитель».
Принимают за ученицу
Юлия Борта, «АиФ»: - Юлия, как получилось, что прекрасная девушка оказалась учителем скучной математики?
Юлия Вериялова: - Это заблуждение! Как раз этому я учу своих детей. И, если вы сейчас спросите у моих учеников, никто не скажет, что математика скучная. После школы дорогу выбрала сразу - хотелось научить любимому предмету как можно больше людей. Но, справедливости ради, среди моих сокурсников многие, даже поступая в вуз, знали, что учителями не станут. Хотя в последнее время статус учителя в обществе повысился и с каждым годом всё больше молодых идут в школы.
- Вы всего на несколько лет старше своих учеников. Как завоёвываете авторитет?
- Когда ученикам начальной школы делаешь замечание на перемене, часто принимают за старшеклассницу. Но вообще я ничего специально для повышения своего авторитета не делаю - ребятам со мной интересно, у них есть явные успехи, вот это важно. Хотя, безусловно, вначале пытались разные каверзные вопросы задавать, острить насчёт возраста. Я ребят сразу ограничиваю, какие вопросы мы можем и будем обсуждать, а какие нет.
- А с родителями учеников сложно общаться?
- Я классный руководитель 6-го класса. И я вас разочарую: ни разу не столкнулась с ситуацией, когда мой статус наставника ставился на родительских собраниях под сомнение.
Ум в порядке
- Сейчас все дети компьютеризированы, живут в этом пространстве - наверное, ещё и потому вам как учителю информатики с ними просто общаться?
- Первое, что говорю детям: информатика - это не наука о компьютерах, и все ваши ноутбуки, планшеты - это всего лишь средство для общения и получения информации. Не более чем железка, машина. Мой предмет - гораздо глубже. А насчёт зависимости молодёжи от Интернета... Так от него теперь уже все зависят, независимо от возраста, иначе уже не получается. И я лично не считаю, что это трагедия. Проблема в том, чтобы заинтересовать ребёнка, увлечь чем-то ещё помимо компьютера и Интернета. И тогда он абсолютно спокойно отложит телефон или планшет. Когда дети заняты чем-то действительно интересным, у них нет времени, чтобы сидеть в соцсетях сутками.
- Была идея не проверять у старшеклассников домашнее задание. Насколько это применимо в жизни? Хватит ли у современных детей ответственности к самостоятельному освоению наук?
- У меня есть коллеги по гуманитарным предметам, которые такую практику ввели. Но делать это надо постепенно. Сначала ребята должны осознать, что не халтурить с домашними заданиями нужно им же самим. И вот когда изменится отношение к учёбе, можно рассчитывать на самостоятельную работу.
- Некоторые учителя считают нынешнюю школьную программу по математике очень сложной.
- Математика - наука, к которой постоянно надо прикладывать усилия. Моё личное убеждение: каждый способен изучить математику. Понятно, что в разном темпе. Есть прекрасное изречение: «Математику за то учить надо, что она ум в порядок приводит». Я против того, чтобы делить детей чисто на технарей и гуманитариев. Я даже для себя не могу определиться, кто я: педагогика - наука гуманитарная, а преподаю я технические специальности. Мне кажется, способности есть у всех детей. Какие-то развиты больше, а какие-то загоняют в тупик только потому, что ребёнку говорят: ты же гуманитарий, ну куда тебе учить математику?