aif.ru counter
929

Заменит ли робот учителя?

Всё жарче идут споры о том, что через несколько лет учителей в школах заменят роботы. Насколько реальна эта перспектива?

Ирина Абанкина.
Ирина Абанкина. © / Александр Кряжев / РИА Новости

Ирина Абанкина, директор Института ­образования НИУ «ВШЭ»:

Конечно, изменения неизбежны. Роботы будут очень много помогать и ученикам, и учителям. Значительную часть нагрузки педагогов, связанную с проверкой работ, консультированием, подбором литературы, анализом сильных и слабых сторон ребёнка и даже построением индивидуальной образовательной программы, может взять на себя искусственный интеллект. Но поскольку изменятся сред­ства достижения образовательных результатов (многие из них превратятся в такое современное «списывание» и подсказки), то учитель должен быть уверен: этих результатов достигает сам учащийся. Именно ребёнок становится культурным и образованным, а не робот. Так что, думаю, мы будем вскоре наблюдать достаточно драматичный процесс изменения отношений «учитель – ученик».

Возможности роботов очень широки в проектах самообучения, если ученик уже достаточно самостоятельный и знает, чего и как хочет достичь. Но когда речь идёт о взрослеющем человеке, который не в состоянии спланировать процесс обучения и социализации последовательно, от простого к сложному, то здесь робот учителя не заменит. Учитель планирует на длительную перспективу, а не ползёт, как робот, вслед за учеником, проверяя работы и говоря: «Тебе бы вот это ещё подтянуть и там подучить…» Педагог отвечает в первую очередь на вопрос: а для чего всё это нужно? Эту смысловую характеристику педагогической деятельности учитель, несо­мненно, сохранит за собой.

Учитель – это профессия чрезвычайно древняя. Неслучайно это слово на Востоке пишется зачастую с заглавной буквы. Учителя просто так не заменишь. Результат, которого мы хотим добиться, – образованный, культурный, воспитанный, самостоятельный человек, мотивированный на решение сложных жизненных проблем, обладающий набором не только фундаментальных знаний, но и компетенций для принятия решений, имеющий склонности к продолжению образования. Дать возможность ребёнку стать такой личностью может только учитель – человек, а не робот.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (2)
  1. nik1953
    |
    07:14
    16.09.2019
    0
    +
    -
    А ведь мысль очень интересная, оценку у робота невозможно купить, ему бессмысленно угрожать, давить на него, его невозможно обольстить, разжалобить, скомпрометировать. Робот не устаёт, не требует прибавки зарплаты, он абсолютно объективен. Одни плюсы. Конечно научить сочинять музыку, он не сможет, не сможет и стихи. Также не сможет научить творчески мыслить, а это, собственно, от современного учителя и не требуется.
  2. Tatiana Kazahova[facebook]
    |
    10:37
    16.09.2019
    0
    +
    -
    Роботы не учат человечности и состраданию... К сожалению, понятия, почти что вытесненные из современного уклада. В связи с этим может быть, и на самом деле робот - это лучше, чем плохо образованные учителя...
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ