Примерное время чтения: 4 минуты
431

ЕГЭ-заморочество: Когда на детях перестанут экспериментировать?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Великий шут в эпоху мелкого царя 23/01/2013
Сколько же можно нервировать выпускников переменами! Фото Эдуарда Кудрявицкого, АИФ

С этого момента и до 1 марта в своей школе можно подавать заявления с указанием ещё 2-3 предметов (помимо обязательных русского и математики), по которым школьники планируют сдавать ЕГЭ. Ждать ли сюрпризов?

Конкурс аттестатов

Мы всё чаще слышим на всех уровнях образовательной власти, что ЕГЭ надо совершенствовать. Надо вводить устную часть в гуманитарных предметах, учитывать внешкольные достижения детей - спортивные, научные, творческие и т. д. И вот последняя инициатива самого министра образования Д. Ливанова: при приёме в вузы помимо баллов ЕГЭ как критерий использовать ещё и средний балл аттестата. В последнее время новшества сваливаются на школы по­стоянно. В прошлом году резко и неожиданно для выпускников и учителей в конце учебного года усложнили задания по математике и физике. И многие школьники при поступлении в вузы оказались в гораздо худшей ситуации, чем абитуриенты предыдущего года. По сути, учёт оценок в аттестате плюс устные экзамены - это возврат к системе, существовавшей до ЕГЭ и сильно критикуемой. Однако Д. Ливанов уверен, что необходимость учёта оценок в аттестате «мотивирует детей к изучению всех предметов, а не только русского языка и математики, по которым сдают обязательные ЕГЭ».

Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве РФ, выдвигает ещё более кардинальное предложение: «Надо вообще отменить выпускные и вступительные экзамены, а принимать в вузы по среднему баллу аттестата плюс портфолио. Многие ребята во время приёмной кампании приходят и говорят: у меня золотая или серебряная медаль, я учился 11 лет на все пятёрки, но на ЕГЭ недобрал баллов, и меня не принимают. Мне бывает очень жалко этого ребёнка. В чём отрицательная сторона ЕГЭ? После 9-го класса школьник практически перестаёт заниматься школьными предметами. Он учит в лучшем случае три, на которые его натаскивают. А всё важное, получается, побоку».

Пятёрки нарисуют?

Но такую позицию разделяют не все. «Безусловно, нужно совершенствовать ЕГЭ, - считает Виктор Звонников, проректор Государственного университета управления, доктор педагогических наук. - Ведь Единый госэкзамен уже одобрен в гос­программе развития образования до 2020 г., и отменять его никто не собирается. По отдельным гуманитарным предметам можно усилить устную часть, например по иностранному языку. За рубежом уже появились компьютерные технологии, которые воспринимают уст­ную речь и могут выставить независимую оценку ученику. А вот учитывать средний балл аттестата нет смысла, поскольку он значительно повысит субъективную составляющую оценок абитуриентов. Такие попытки уже были, но ничего, кроме стремления формально повысить балл, не дали. Более того, в перспективе мы собираемся опираться на создание индивидуальных программ обучения школьников. Ребёнок выбирает специализацию исходя из своих интересов: филология, механика, история и т. д. Конечно, это будет происходить в ущерб некоторым другим предметам, но общий культурный уровень от этого не пострадает».

Устная часть или сочинение в ЕГЭ по гуманитарным предметам, а не только галочки в тестах - это неплохо. Ребёнок сможет продемонстрировать не только возможности своей памяти, но и умение мыслить. А вот все дополнительные условия - средний балл аттестата, портфолио и пр. - вкупе с сокращением бюджетных мест в вузах выглядят как попытка уменьшить число людей, которые могут бесплатно получить высшее образование, и насильно загнать часть молодёжи за станки. Но почему проблему нехватки рабочих рук в стране хотят решить за счёт наших детей? Уж отпрыски самих чиновных шишек получат высшее образование и на завод работать не пойдут вне зависимости от оценок в аттестате....

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах