Что из себя представляет турецкий ударный БПЛА Bayraktar TB3? Инфографика
Наибольшую известность турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2 получили во время военного конфликта в Нагорном Карабахе в 2020 году. Их применение азербайджанской армией, как утверждается, помогло Баку одержать верх над армянскими военными, в том числе за счет эффективного поражения бронетехники. Ставку на «Байрактары» сделала и Украина, которая закупила у Турции более пятидесяти таких БПЛА и даже намеревалась наладить их собственное производство. Однако «Знаменосцев» (Bayraktar в переводе с турецкого) «приземлили» российские ПВО, и о них уже ничего особо не слышно.
Турция учла ошибки боевого применения своих беспилотников, и продолжила работы по развитию семейства разведывательно-ударных БПЛА Bayraktar, и разработала проект с индексом ТВ3. Вскоре, как заявляет Анкара, он поднимется в небо и предстанет на одной из авиавыставок как летательный аппарат, в том числе предоставляемый на экспорт. У него будет, может, и не совсем большое отличие от предшественников этой линейки, но оно существенно — предназначение Bayraktar TB3 не для сухопутного, а для морского применения.
Новый «Байрактар» изначально проектировался под турецкий перспективный универсальный десантный корабль (УДК) Anadolu. Теоретически на нем может разместиться до 30-50 ударных БПЛА, у которых есть техническая возможность для складывания крыльев. Одновременно этот «морской конек» может базироваться на сухопутных аэродромах.
Для сведения, свое название, без перевода на русский, турецкие беспилотники Bayraktar получили по имени технического директора компании Baykar Сельчука Байрактара. Сообщают, что опытный ТВ3 уже готов к выходу на летные испытания. Саму презентацию нового БПЛА планируют провести на авиационной выставке Teknofest 2023 в Стамбуле в конце апреля.
Полуморской-полусухопутный Bayraktar TB3 — это глубокая модернизация предшественника в варианте ТВ2. При сохранении основных архитектурных и компоновочных решений, он получил часть новых компонентов и устройств. Визуально новый ТВ3 такой же самолет с обтекаемым фюзеляжем и парой тонких хвостовых балок с L-образным оперением. Прежним осталось и прямое крыло с большим удлинением, которое может складываться.
Новый «Байрактар» получил и новый бензиновый двигатель с перспективой замены на дизельный мощностью до 170 л. с., который позволит разгонять беспилотник до 300 км/ч. Bayraktar TB3 со своими характеристиками вполне подходит для взлета-посадки на палубе УДК Anadolu, которая имеет длину 220 метров и оснащена носовым трамплином. Помогает в этом автопилот, который осуществляет взлёт и посадку, а также полёт по заданному маршруту. Также имеется полноценная система дистанционного управления БПЛА, которая обеспечивает обмен данными в режиме реального времени, а также решения разведывательно-ударных задач. Из минусов — беспилотник и операторская станция соединяются по радио напрямую, что ограничивает дальность действия радиогоризонтом.
Bayraktar TB3 в ударном исполнении имеет шесть узлов внешней подвески (на ТВ2 их четыре), предполагающие размещение на них 280 килограмм груза. Это могут быть корректируемые бомбы серии МАМ, противотанковые ракеты L-UMTAS, Cirit или Bozok. Также в боекомплект войдут несколько зарядов на основе 81-мм мины и модульной ракеты Kuzgun с дальностью поражения с ракетным двигателем более 200 километров.
Турецкие разработчики полагают, что размещение новых «Байрактаров» на УДК даст беспилотнику ряд новых оперативных возможностей. При этом, при запуске с палубы БПЛА будет привязан к береговой линии и самому кораблю с оперативной станцией.
Смотрите в инфографике aif.ru основные летно-технические характеристики нового турецкого беспилотника.