В 1815 году Наполеон Бонапарт, бежав из ссылки с острова Эльба, сумел восстановить своё правление во Франции. Второе пришествие императора Наполеона I завершилось разгромом французской армии в битве при Ватерлоо. Этот краткий период восстановления былого величия Бонапарта вошёл в историю как «100 дней».
Впоследствии 100 дней стали этапной датой для оценки деятельности любого политика. На основе первых 100 дней делается прогноз на то, как сложится дальнейшая работа данной фигуры на своём посту.
В армии у 100 дней есть ещё одно значение. Это неофициальный праздник тех военнослужащих, чей срок службы подходит к концу – «100 дней до приказа».
В случае же с министром обороны Сергеем Шойгу всё с точностью до наоборот – с момента приказа, вернее, указа о его назначении на должность прошло 100 дней. Какие же решения успел принять за это время новый глава оборонного ведомства?
Возвращение традиций
Несомненно можно сказать одно – на контрасте с прежним министром Анатолием Сердюковым Сергей Шойгу завоевал горячие симпатии военных. Во многом потому, что решительно, с первых дней стал отказываться от самых одиозных инициатив своего предшественника.
Заняв пост, Сергей Шойгу был восстановлен на военной службе в звании генерала армии. Разумеется, это решение принимал не сам Шойгу, однако появление на посту министра обороны не гражданского, а военного человека было с радостью воспринято и действующими военнослужащими, и ветеранами.
И генерал Шойгу не разочаровал. В первые же дни он отменил решение своего предшественника о том, что воспитанники суворовских и нахимовских училищ не должны принимать участия в параде на Красной площади 9 Мая. Данный вопрос не имел отношения к военному строительству, зато был весьма важен с точки зрения военных традиций.
Затем в министерстве началась планомерная замена команды Сердюкова. На посту главы Генштаба Николая Макарова сменил бывший командующий войсками Центрального военного округа Валерий Герасимов. Вслед за этой заменой обновились кадры и на других важнейших должностях.
Новый министр принял решение отказаться от введения в военном образовании так называемой «болонской системы», в связи с чем своего поста лишилась главный идеолог данной реформы – руководитель департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева.
По решению Шойгу, серьёзной ревизии были подвергнуты планы сокращения военных учебных заведений, и было решено вернуться к тем числам набора учащихся, которые существовали до Сердюкова. В 2013 году планируется набрать 15 000 курсантов вместо 7000, запланированных при экс-министре.
Одновременно с этим Сергей Шойгу пересмотрел решения своего предшественника относительно военной медицины. В частности, был отменён переезд знаменитой Военно-Медицинской академии из исторического центра Петербурга, одновременно с этим была приостановлена начатая Сердюковым массовая ликвидация военных госпиталей.
Новый быт для армии
Кардинально решил генерал Шойгу и вопрос с так называемой формой «от Юдашкина», вызвавшей столько нареканий в армии. Отказавшись от неё, руководство Минобороны оперативно нашло альтернативный вариант, в который планируется полностью переодеть военнослужащих к 2014 году.
Вместе с новой формой армия должна вернуться к старому порядку ношения погон на плечах, который был изменён при Анатолии Сердюкове, когда погоны у военнослужащих «съехали» на грудь.
Впрочем, далеко не все решения Шойгу шли вразрез с инициативами предшественника. Так, новый министр тоже намерен распрощаться с портянками, причём сделать это планируется уже к концу 2013 года.
Генерал Шойгу в плане создания нового быта армии пошёл ещё дальше, решив отменить традиционный банный день. Теперь солдаты должны быть обеспечены душевыми с возможностью ежедневной помывки. Кроме того, в прошлое уйдут такие раритеты, как шапки-ушанки и вещмешки – их заменят более современные аналоги.
Либеральную часть общества министр обороны и обрадовал, и огорчил. Обрадовал тем, что отверг предложения по увеличению продолжительности срочной службы с 12 до 18 или даже 24 месяцев. А огорчил возвращением к отменённому Сердюковым принципу экстерриториальности, когда военнослужащие проходят службу не рядом с домом, а там, куда их направит Родина.
Впрочем, эксперты отмечают: Минобороны при Шойгу лишь констатировало невозможность обеспечения службы рядом с домом в условиях российских просторов и разности демографического ресурса в различных регионах.
Войска покупают отечественное
В Министерстве обороны подчёркивают: происходит не сворачивание реформ Сердюкова, а их корректировка. Нужно отметить, что она весьма существенна. Так, приостановлено начатое при Сердюкове формирование войск Воздушно-Космической обороны, создание которых также вызывало в своё время немалый скепсис у аналитиков. Перенесено на более поздний срок создание военной полиции, так как в этом вопросе обнаружилось немало правовых шероховатостей.
В войсках вновь воссоздаются управления боевой подготовки, упразднённые Сердюковым. Также министр Шойгу высказался за возвращение в армию института офицеров-воспитателей, который был фактически ликвидирован при его предшественнике.
Новый глава оборонного ведомства принял решения отказаться от идеи, согласно которой все основные силы ВВС страны должны были быть сосредоточены на пяти крупных базах, вернувшись к классической схеме базирования «один полк – один аэродром». Помимо отказа от данной схемы, придуманной при Сердюкове, Шойгу решил вернуть российским военным самолётам их классический камуфляжный окрас вместо схожего с НАТОвским, а также красные звёзды на крылья взамен трёхцветных.
За 100 дней своего пребывания на посту министра Сергей Шойгу сумел восстановить взаимопонимание между военными и российскими предприятиями оборонного комплекса, утраченное при Сердюкове.
Сейчас Министерство обороны вновь делает ставку на отечественную технику, отказываясь от масштабных закупок военных машин за рубежом. Посему итальянские колёсные танки и бронеавтомобили Iveco, одобренные командой Сердюкова, теперь для российских военных неактуальны.
Реформа по Шойгу
В отличие от своего предшественника, генерал Шойгу сумел наладить тесный контакт с влиятельными военными. Шойгу ввёл должности помощников командующего войсками военных округов, которые займут ветераны военной службы. Также новому министру удалось решить вопрос возвращения в строй ряда генералов с боевым опытом, уволенных Сердюковым после окончания кампании в Южной Осетии в 2008 году.
Ещё одним решением, направленным на улучшение условий службы солдат и офицеров, стало создание в Министерстве обороны управления культуры, которому поручено культурно-досуговое обеспечение армии. Структура сосредоточит все библиотеки, Дома офицеров, гарнизонные клубы и войсковые музеи, уцелевшие после предпринятого Анатолием Сердюковым тотального сокращения армейских учреждений культуры.
Сергей Шойгу на посту главы МЧС привык работать чётко и быстро, не беря времени на раскачку. Первые 100 его дней на посту министра обороны показали, что своих привычек Шойгу не меняет.
И если в конце концов реформирование армии завершится успешно, эта реформа с полным основанием должна носить имя Шойгу, а не его незадачливого предшественника.