Журналисты взяли в плотное кольцо клинику, в которой должны были пройти роды, ещё за пару недель до знаменательного события. Фанаты королевской семьи специально приезжали в Лондон, дабы присутствовать в столице в день знаменательного события.
Как в старой сказке
Да и в других странах в последние дни разговоры публики начинались с диалога:
– Ну, как дела?
– Да пока не родила!
И вот герцогиня Кембриджская разрешилась от бремени, подарив Великобритании нового принца, который, скорее всего, взойдёт на престол в середине XXI века.
Появление наследника у монарха вызывало живой интерес народа и несколько веков назад. Вот только причины этого интереса тогда и сегодня сильно разнятся.
Лет триста тому назад рождение сына у короля означало прежде всего гарантию стабильности власти, избавляло от возможной смуты и кровавой схватки за трон.
Сегодня монархи живут по принципу «царствует, но не правит» и реального влияния на государственную политику не оказывают.
Для широкой публики монархия — это весёлый аттракцион, когда сказки, которые читали нам в детстве мамы, оживают. Вот внучка шахтёра выходит замуж за принца, вот у них рождается ребёнок — «они жили долго и счастливо».
Главный смысл нынешнего существования европейских монархий, включая британскую — сохранение исторических корней, связь времён. Школьники, изучая историю, читают в книжках о подвигах королей прошлых эпох и видят связь дня нынешнего и дня минувшего в современных королях и королевах, выполняющих церемониальные действия в дни больших торжеств.
К началу XXI века отношения народа и монархов стали прямо противоположными тем, какими они были ещё на рубеже XIX и XX века. Народ, формально благоговея перед королём, на деле сам диктует правила «игры в монархию».
Народ решает
Король и королева начала XXI века должны быть «хорошими ребятами, которых не стыдно показать соседям». Общественность, пуская слезу умиления на государственных праздниках, во время утверждения бюджета с подозрением смотрит на строку «на содержание королевской семьи», часто спрашивая: «А не жирно вам будет?».
И приходится умерять аппетиты, сокращать расходы, потому что время королевских сумасбродств закончилось — одно неверное слово, и не то что король, сам институт монархии будет безжалостно выброшен в мусорное ведро.
Когда Елизавета II не проявила должной скорби по всеобщей любимице принцессе Диане, общественное мнение немедленно обернулось против неё и монархии как таковой. Не помогли 45 лет добросовестного царствования, юность, проведённая со своим народом под немецкими бомбами. Не сделали граждане скидку даже на всегда сложные отношения свекрови и невестки — английский народ буквально принудил свою королеву вести себя так, как он считал правильным.
Современный король или принц в куда более тяжёлом положении, нежели поп-идол — звезде сцены можно порой вести себя плохо, а монаршьей особе за любой прокол придётся отвечать вдвойне. Образно говоря, общество внимательно следит за тем, чтобы государь чистил зубы два раза в день, делал зарядку и не шлялся по ночам неизвестно где.
Принц Уильям, даже если и захотел бы, не смог бы напиться на радостях с друзьями в честь рождения сына, и не потому, что не одобрит жена — вездесущие репортёры тут же растрезвонят об этом факте общественности, а её неодобрение для монарха сегодня чревато большими неприятностями. Младший брат Уильяма, принц Гарри, об этом хорошо знает — каждое его непотребство на вечеринках обсуждается не только в Англии, но и во всём мире. Это при том, что к Уильяму и Гарри отношение довольно лояльное — люди не забыли, что парни рано потеряли мать. А вот отцу их, принцу Чарльзу, приходится слышать о себе много нелицеприятных слов, и его правление обещает быть для монархии непростым испытанием.
Король по соседству
Роль «симпатичного лица нации» королям сегодня проще выполнять потому, что непопулярные законы принимают не они. С другой стороны, коридор того, что королю можно, а что нельзя, достаточно узок. Английскому королю Эдуарду VIII, чтобы жениться на своей возлюбленной Уоллис Симпсон, в 1930-х годах пришлось отречься от престола.
Ирония судьбы в том, что встань подобный вопрос сегодня, он разрешился бы в пользу короля — представления общества о допустимом меняются, и монархии приходится соответствовать текущему моменту.
Один россиянин, побывавший в Дании, рассказал такую историю: как-то, отправившись в гости к знакомой, он на лестнице столкнулся с миловидной дамой, которая вежливо с ним поздоровалась. Когда он спросил свою знакомую о том, кто это был, та, улыбаясь, ответила:
– А, так это наша королева! Она тоже к приятельнице в гости приходила!
Это портрет современной европейской монархии, где король не столько «помазанник Божий», сколько «хороший парень с соседней улицы, который по праздникам надевает корону и хорошо смотрится, проезжая в карете».
Именно поэтому праздность у королевских особ не в чести, и тот же «хороший парень» Уильям честно служит в ВВС пилотом вертолёта и на время родов супруги вынужден брать отпуск.
Монархия в Европе сегодня — это своего рода этническая деревня, где актёры разыгрывают для туристов сценки из давно ушедшего прошлого. И главные здесь именно зрители, которые решают, каким должно быть шоу. Ведь если публике станет скучно, вся «труппа» моментально останется без работы.
Британский трон: принцип наследования в вопросах и ответах >>
Герцог и герцогиня Кембриджские со своими ролями пока справляются хорошо. А вот чего захочет народ в будущем от новорождённого принца, предугадать сложно.
Возможно, где-нибудь году в 2043-м Великобритания будет приветствовать брак принца с чернокожей дважды разведённой уроженкой Гарлема, а то и вовсе с мужчиной.
Это только сегодня кажется невероятным. Но всё течёт, всё изменяется. «The Show Must Go On», — как говаривал парень с Занзибара Фаррух Булсара, более известный всем как гордость британской музыки Фредди Меркьюри.
Андрей Сидорчик , Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции