В преддверии выборов в России обострилась старая болезнь - раздвоение личности. Душевный разлад между европейскими и азиатскими корнями. Снова звучат вопросы: кто мы? Куда грести? В Европу или в Азию?
Это особое состояние русской раздвоенности ярко выразил Александр Блок в своём знаменитом стихотворении «Скифы». Стихотворение родилось неслучайно. Шёл роковой для страны 1918-й - год жесточайшего выбора пути развития. Поэт вместе с осатаневшим от революции народом метался между Россией скифской и европейской, между коммунистической и либеральной. Впитавший в себя всё многообразие культуры, Александр Блок восхищается «венецианской прохладой» европейской цивилизации и тут же пугает Европу нашей «азиатской рожей».
«Мильоны - вас.
Нас - тьмы, и тьмы,
и тьмы.
Попробуйте,
сразитесь с нами!
Да, скифы мы!
Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными
очами!»
Метания поэта не новы. Ненависть и любовь к Европе в традициях и русской культуры, и русской политики. Эти сомнения живут в душе русской элиты с тех времен, как старозаветная Русь прорубила петровское оконце в Европу. Но и сегодня, спустя три столетия, когда миллионы наших граждан ежегодно устремляются в Лондон, Париж, Рим, Мадрид или Амстердам, мы всё ещё спорим, что нам милей - азиатская камилавка или европейская шляпа.
Сегодня нас соединяет с Европой не узкое петровское окно, а десятки авиалиний, газовые трубопроводы, коммуникационные сети, миллиардные торговые сделки, теснейшие культурные связи и даже тайная любовь к европейским банкам и валюте. Но в периоды политического обострения мы снова начинаем брызгать с телевизионных экранов антиевропейской слюной, пугая россиян «гнилыми» европейскими нравами, новым «закатом Европы». А давняя тяга образованных россиян к Европе преподносится как смертный грех, как предательство. И снова со всех официальных амвонов звучат сомнительные тютчевские проповеди про особый русский аршин:
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».
Словом, в начале XXI века у нас опять раздвоение личности и политическая раскорячка. Того и гляди на улицах, как при Павле I, появятся царские гвардейцы и начнут срывать с молодёжи европейские круглые шляпы и отнимать мобильники.
Враскорячку
После краха коммунизма и распада СССР российская власть никак не может сформулировать идеологию развития. И, возможно, именно в силу этого охотно поддерживает это новое русское раздвоение. Аналитики объясняют стремление власти разбавить российский европеизм русской азиатчиной неготовностью (или нежеланием) наших «политических старцев» работать в соответствии с европейскими стандартами. При этом власть всё время прячется за спину толпы. Народ, дескать, ещё не заработал на европейское платье и артишоки. Нужно ещё десяток-другой лет погодить. А пока можно похрустеть квашеной политической капустой.
Пустоты, возникшие в идеологическом гардеробе после краха коммунизма, пока не заполнены. Европейская модель, прошедшая многовековую обкатку, нам, видите ли, не годится. Мы же гордые! Нам подавай демократию с русским огуречным рассолом. Вот и потчуем себя объедками со славянофильского стола. Снова пьянеем от разговоров об «особом русском пути», «особой духовности», «особом духе православного любомудрия». Нам предлагают то «суверенную демократию», то «евразийский союз», то просвещённую монархию, то империю, то обновлённое славянское братство.
Особисты, вперёд!
Бесконечными разговорами об особом пути мы только сбиваем народ с толку. И в результате получаем политическую неразбериху. Доказав всему миру, что коммунистический выбор является тупиковым, а для народа губительным, мы продолжаем вздыхать по СССР, культивировать личность тов. Сталина и превозносить Александра III, на десять лет подморозившего развитие России. Идёт скрытая апология большевистского лозунга «Цель оправдывает средства».
Убога власть, которая не умеет извлекать уроков из истории и особенно из трагедии собственного народа. В отличие от нас европейские народы хорошо усвоили уроки русского коммунизма. В европейских странах коммунистические партии либо прекратили своё существование, либо превратились в маргиналов. У нас же компартия, возглавлявшая в течение семидесяти лет движение в исторический тупик, не только живёт и здравствует, но и лихо исполняет вместе с партией власти песню об «особом пути развития».
Власть между тем всё больше отстаёт от народа. Социологические опросы последних лет фиксируют усиление европейской тяги. В целом 31% населения отдаёт предпочтение европейскому пути. В 2008 году было вполовину меньше. Среди молодёжи доля русских европейцев ещё выше - почти 50%. Однако количество сторонников «особого пути» продолжает быть высоким - 41%. И власть остаётся заложником этой стареющей ностальгии.
* * *
Идеолог «русского любомудрия» Константин Аксаков, стремясь подчеркнуть свою близость к народу, отрастил бороду, рядился в косоворотку и кафтан, а на ноги натягивал сафьяновые сапоги. Один из самых известных русских европейцев Пётр Чаадаев, иронизируя над ним, говорил, что в стремлении выглядеть русским, К. Аксаков «одевался так национально, что народ на улице принимал его за персиянина».
Если власть не перестанет науськивать народ на Европу, а телевидение не прекратит великодержавные истерики в стилистике Кургиняна и Леонтьева, лет через пять-десять нам всем придётся отращивать бороду и покупать сапоги. А народному президенту, чтобы его, не дай Бог, не приняли за европейца, брать из музея народной культуры расшитую золотом мурмолку и кафтан. Вот будет зрелище!
Ваше мнение
Каким путём идти России?
Отправьте на номер 2151 SMS следующего содержания: «Аиф пробел число»
Европейским — Аиф 21
Китайским — Аиф 22
Своим оригинальным - Аиф 23
SMS платные. Средняя стоимость SMS 3,5 руб. (подробнее здесь).
Сообщения принимаются до 12.00 5 марта.
Вячеслав Костиков директор аналитического центра «Аргументы и Факты» |