В котле «переходного периода» от социализма к капитализму поднимается давление. Помимо сборной российской солянки из коррупции, преступности, бедности и падающих сосулек из-под крышки со свистом вырывается пар молодёжных проблем.
Власть явно застигнута врасплох. Восприятие ситуации обостряют последние события в Тунисе, Египте, где в уличных акциях активно участвовала молодёжь. Не перекинется ли новая «зараза» на наши улицы?
Кто «бузит»?
Список тех, кто время от времени «бузит», известен: коммунисты, «зелёные», правозащитники, «лимоновцы», участники акций на Триумфальной площади. Они давно стали привычной частью политического пейзажа. И общей картины заплесневевшей стабильности, в сущности, не портят. Даже самые многочисленные оппозиционеры - коммунисты - так уютно вплелись в «антинародную систему», так мирно беседуют с президентом, так красочно защищают права «дедушки Ленина» на бессрочное проживание в Мавзолее, что, если бы они вдруг исчезли, власть оказалась бы в замешательстве. Что касается других протестных групп, то они столь малочисленны, что, если бы не глупость властей, высылающих им навстречу полчища ОМОНА, их голос никто бы не услышал. И вдруг - как чёрт из табакерки - на площадь выкатились толпы орущей молодёжи. И очень заметно было, что на улицы вышли люди окраин: в дешёвеньких рыночных курточках, в вязаных шапочках. Несколько острых лозунгов в защиту русских дали ряду политиков возможность объявить их национал-экстремистами. Но так ли это?
Где мы, кто мы?
За поверхностной националистической упаковкой кроется целый ворох проблем молодёжи. Той молодёжи, которой выпало взрослеть в условиях нравственной смуты «переходного периода». Даже взрослые дяди от политики не могут чётко сказать, а в какой же общественной формации пребывает сегодня Россия. Согласитесь, что нынешнее общество лишь с большой натяжкой можно назвать буржуазно-демократическим. В нём больше остаточного социализма, чем капитализма, больше советского авторитаризма, чем западной демократии, больше имитации политики, чем реального движения к гражданскому обществу. И неудивительно, что молодёжь не понимает, по каким правилам честному молодому человеку или девушке надлежит строить жизнь. Нынешняя «культура», которую насаждает зажиточный слой (разнузданность, культ насилия и обогащения), находится в кричащем противоречии с тем, о чём говорят родители, школа, Церковь. Перекройка ориентиров в политике, идеологии, морали, которая так бурно шла в конце 80-х - начале 90-х гг. и продолжается поныне, драматическим образом дезориентировала молодое поколение.
Советская молодёжь, несмотря на высокий уровень образования, была социально инфантильной. Нависая над ней идеологически, сужая её политический и культурный кругозор, государство вместе с тем давало молодым людям чёткие гарантии будущего. Безработицы не существовало. Была, пусть и не престижная, но отлично отлаженная система профессионального обучения. Армия была безопасна. Сельская молодёжь, парни из малых городов с удовольствием надевали солдатские гимнастёрки. Это облегчало доступ в институт. Система институтского распределения была недемократична, но она давала первичную занятость для молодых специалистов. А обилие «великих строек коммунизма», бесчисленное множество НИИ обеспечивали возможность карьерного роста. Взамен всего этого нынешняя молодёжь получила полный набор того, что в советские времена именовали «западным образом жизни». Но в довесок к свободе, жвачке и джинсам добавились капиталистические нагрузки. Для хорошей работы нужно качественное образование. А за него теперь нужно платить, начиная чуть ли не с детского сада. На место социалистической уравниловки пришёл жёсткий социальный отбор.
Смена декораций
Поколение послушных, «весёлых и находчивых», которое наивно верило в решения последнего пленума ЦК КПСС, уходит с электоральной сцены. Уходит со скоростью 200 тыс. голосов в год. К избирательным урнам, пусть и неохотно, подтягивается новое поколение. Сегодня в России на 140 млн жителей 30 млн детей и молодёжи. 1,5 млн человек ежегодно получают аттестат зрелости. При нынешнем страхе перед армией большинство из них пытаются стать студентами. А это традиционно самая бунтарская часть молодёжи. К тому же взросление нынешних подростков идёт значительно быстрее, чем это было у их родителей. В том числе и политическое. Иллюзии 90-х о демократическом единении власти, элиты и народа исчезли. Молодёжь всё яснее понимает, что власть реагирует не на шёпот, а на крик. Не на «фигу в кармане», не на фронду в модном блоге, а на марш несогласных. Но о чём кричать? Какие выдвигать требования? Специфика молодого поколения - почти тотальная деидеологизация. И в силу этого молодёжь легко подвержена колебаниям, перепадам настроений, модным увлечениям. Её может поднять и острая обида, и мелкий эпизод, который царапнет сердце. Неслучайно же футбольные фанаты, ранее пребывавшие на периферии политики, в последнее время сделались заметной силой. На подходе «зелёные», «несогласные», среди которых очевидно преобладает молодёжь.
* * *
В 2012 г. она придёт к урнам для голосования. Но это будут не те избиратели, которые легко приходили в восторг от социализма с лицом Горбачёва, «загогулин» Ельцина, мускулистого торса Путина или интернетовских увлечений Медведева. Молодёжь хочет знать, а что там внутри пиаровских пирамид, строительством которых так увлечена власть. Последние события показывают, что молодёжь может не только бегать за «Клинским». Ей хочется, чтобы разведчики совершали настоящие подвиги, а не демонстрировали по телевидению хорошо обтянутый патриотизм. Чтобы в стране был не публичный «Дом-2», а настоящий, из которого не хочется бежать и в котором можно рожать детей для новой России. Чтобы наши Татьяны Ларины не уезжали проститутками в Грецию, а Евгении Онегины делали открытия в Сколково, а не в Кремниевой долине. И чтобы на «великой стройке капитализма» прорабами работали не сергеи мавроди, а архитекторы, достойные России.