Примерное время чтения: 6 минут
292

Татьяна Нетреба: Как санврач за сыром следил

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Фото: Сергей Гунеев, РИА Новости

Правительственная рабочая группа по правовым вопросам децентрализации власти якобы предложила президенту упразднить Роспотребнадзор, передав его функции на региональный уровень.

«Почему? За что? Как посмели?» — заволновались мы с коллегами. А один прямо так и заявил: не верю! Мол, это они нарочно воду баламутят — отвлекающий маневр такой. Потому, что случись отставка Онищенко — и это шок для всей страны. Народ Онищенко знает и, если уж не любит, то верит ему как родному».

И правда. Отправил на днях президент в отставку архангельского, а вслед ему и волгоградского губернаторов, и что? Кого это задело, взбудоражило, кроме их коллег по региональной линии, жалкой стайки политологов, журналистов и, может быть(!), жителей этих регионов? Многих в стране интересует, как распределятся полномочия между чиновниками в обновленном правительстве? В магазинах и автобусах эту тему никто не обсуждает. А г-н Онищенко тут, как бы между прочим, предупредил нас, что украинские сыры лучше не есть и даже не покупать. Они, по его словам, и сырами называться не смеют — нет в них молока, одно пальмовое масло. И плачьте недойные хохляцкие буренки коровьими слезами!

В тот же день, как главсанврач по сырам прошелся, изменились у народа вкусовые ощущения. Лично наблюдала сцену у сырного прилавка на рынке. «Все, Любаша, «Короля Артура» больше не предлагай! Дерьмо это, Любашенька, дорогая моя, а не сыр оказывается — Онищенко наш так сказал», — говорила продавцу покупательница. «Тюю, Халина Николаевна, да шо же вы им верите онищенкам этим? А другие-то сыры по такой цене разве не дерьмо? Шо ж вы теперь по 600 рублей пармезаны покупать будете?», — восклицала та. А потом жаловалась мне: все, в один день как отвернуло покупателей от украинской сырной продукции, теперь белорусские сорта точно медом намазаны. Вот она, сила слова!

И пока украинские поставщики и сыровары хватаются то за сердца, то за калькуляторы, прикидывая цену золотым словам главы Роспотребнадзора, Геннадий Григорьевич за свой пост, кажется, точно может быть спокоен. Пусть нервничают те, кто не убедил Киев наш газ по правильной цене покупать! Онищенко блюдет свою миссию.

Пока наши по газу торговались, глава Роспотребнадзора не одну шпильку самостийной вставил. «Появилась серьезная проблема. На Украине полномочия по контролю за продовольствием... переданы ветеринарной службе... Если мы можем с болью наблюдать за экспериментом, который затевает украинская элита со своим народом, то мы не позволим, чтобы этот эксперимент отразился на россиянах», — как всегда спокойно, как всегда будто бы случайно, как всегда вроде бы беспристрастно предупредил он.

Первый раз, что ли, г-ну Онищенко приходится утяжелять своими аргументами позиции наших разных «горе-переговорщиков»?

Ах, какой гадостью оказались грузинские вина и «Боржоми», когда в 2006 году до предела обострились отношения между официальными Москвой и Тбилиси — до сих пор санитарно-политический запрет на их ввоз действует! А молдавские вина на схожем политическом фоне в том же году тоже были признаны гадостью-прегадостью. Запрет на польское мясо в 2005-м продержался до 2007 года — до тех пор, пока на смену антироссийски настроенному президенту Качинскому не пришел более лояльный Туск. Латвийские шпроты, американские куриные ноги, белорусская сметана, «оранжевое» украинское сало — не вдруг оказывались с душком, а были с ярко выраженным политическим привкусом!

Геннадий Онищенко — по сути, «Левитан политических битв». Мы ждем от главного санитарного врача разящих сводок с холодного фронта. Враг будет разбит? Нужно запретить труд таджикских мигрантов, отвечал в ноябре Геннадий Григорьевич, когда нужно было прищучить сурово обошедшиеся с нашими летчиками таджикские власти. У них (фу, гадость, гадость): СПИД, сифилис, а еще вредоносный жучок в сухофруктах. Не ходите на митинги, заботливо предупреждал он перед акциями на Болотной и проспекте Сахарова — там грипп, нездоровая обстановка, эпидемия.

И веришь, веришь этому голосу — спокойному, доброму, рассудительному, как у врача из детской поликлиники, говорящему с ласковой укоризной: ну, что же вы, мамочка, о малыше своем не думаете? У кого еще из наших чиновников такой врачующий голос?

А его совет не злоупотреблять алкоголем в новогоднюю ночь и не опохмеляться 1 января? Ведь веришь же, веришь этим словам: «отдых с бурными возлияниями оставит после первой декады января лишь усталость и чувство неудовлетворенности». И, между прочим, сам он в первый день нового года, как всегда, в 7 утра был на работе. Да, да, среди чиновников про главу Роспотребнадзора ходят легенды: приходит на работу чуть свет, практически не болеет, не ходит в отпуск и ни разу не брал больничный. Разве не таким должен быть главный санитар страны? Ему, кстати, уже за шестьдесят. Как говорится, дай Бог, дай Бог!

А что касается санитарии политической... Почему объявлять международные санкции должен Онищенко? Если главного санитарного врача на это благословили и уполномочили, то почему он вынужден делать это как бы случайно и между прочим? Отчего в других странах дипломатические ведомства занимаются этим совершенно открыто, по-честному? Когда за весь МИД отдувается один Онищенко, за нашу дипломатию становится как-то совестно и неловко. Хотя главному санврачу — все по плечу, прямо как в «Гражданине поэте»: если б за Англию взялся Онищенко, там и у лордов нашелся бы сифилис!

Кстати, сам Онищенко в своей незыблемости уверен. Так и говорит: ликвидация Роспотребнадзора противоречит государственным интересам. «Даже господин Козак (вице-премьер, глава группы по перераспределению полномочий) на такие решительные действия не решится», — прямо заявил он. Во как! Знает он, видимо, знает что-то эдакое!

 

 
Татьяна Нетреба

Журналист еженедельника

«Аргументы и Факты»

 

 
Оцените материал
Оставить комментарий (15)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах