По данным ВЦИОМ, падение измеряется десятками процентов. Трудно сказать, почему это происходит. И еще труднее сказать, насколько адекватны эти данные. Но других, к сожалению, у нас нет, а те, что есть, компетентно опровергнуть я не могу.
Наряду с зафиксированным социологами общим ослаблением авторитета необходимо констатировать резкое повышение за последний год активности миссионерской и молодежной деятельности Русской православной церкви. Взгляды на происходящее разные, но сложившаяся ситуация, впрочем, как и активная позиция Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, почти никого не оставляет равнодушным. Об этом очень ярко говорят, к примеру, отклики на визит предстоятеля Русской Церкви в МИФИ.
Можно предположить, что для сторонних наблюдателей дело выглядит решенным: развитие православной миссии и церковной работы с молодежью, как бы к нему не относились, –– это не более чем вопрос времени. И это многих смущает. Но для тех, кто смотрит изнутри и тем более сам причастен к миссионерской и молодежной работе, дело это не только сложное, но и во многом неопределенное.
Мне хотелось бы поразмышлять о том, что необходимо сделать, чтобы миссия православной Церкви в российском обществе была по-настоящему успешна? В свою очередь из откликов читателей мне хотелось бы понять, насколько предложенные идеи соответствуют запросам и мнениям общества.
Итак, очевидно, что цель церковной миссии –– это повышение количества не номинальных, а практикующих православных христиан на фоне положительного отношения общества к Церкви как к сообществу учеников Христовых. Когда мы говорим о такой цели, речь не может идти только о количестве. Проще простого поднять число прихожан через банальное, например, в форме листовок, информирование жителей о графике работы храма, расписании богослужений и консультаций священника. Но это скорее приведет к возрастанию дохода храма, чем к увеличению количества настоящих христиан.
Надо понимать, что подавляющее большинство из тех, кто хотел сам прийти в храмы, кто поверил и пришел ради Христа, ради богослужения или ради духовного окормления, уже пришли. Настало время определиться, готова ли Церковь всерьез принимать тех, кто хочет общения, обучения, досуга, дел милосердия, кто хотел бы проявить свою активность и ждет поддержки, в том числе в своих инициативах. Однако именно такими людьми Церковь очень уж часто воспринимается как «черный ящик», она далеко не всегда ассоциируется с Христом и его заповедями, с той средой, где на человеческие –– душевные, социальные, культурные –– потребности могут откликнуться. Чаще всего православие отождествляется с религиозными услугами (крестины, панихиды и т.д.), неясными запретами и предписаниями, гарантирующими благополучие, а так же с «оракульным» служением «старцев».
Я думаю, что поднять авторитет Церкви в обществе и привлечь людей возможно только в диалоге, как личностном, так и общественном. Пора преодолеть сложившуюся ситуацию, когда от Церкви может что-то только исходить, при том, что представители Церкви не готовы или не хотят услышать отдельных людей и общество.
Успех миссии –– и просветительская работа, и окормление тех, кто откликнулся на призыв Церкви –– во многом зависит от хорошо подготовленной материально-технической и административной базы, что требует перераспределения ресурсов. Наряду с «молебнами» и «свечками» новообращенных должно ждать нечто другое. Во-первых, храмы должны стать готовыми принимать семьи и детей. Как минимум должны быть места для колясок, детские площадки, в храме места для переодевания детей в холодное время года. Во-вторых, логично, чтобы при храме открылись кружки и студии, и помещения при храме стали похожи на «дом творчества» или «дом пионеров», где по разным комнатам занимаются и музыкой, и спортом, и языками, и вязанием. В общинах и приходах новопришедший должен увидеть сообщество людей, в котором ему есть место, где он может не только духовно (что, может быть, ему пока не знакомо и не понятно), но и психологически, и культурно, и творчески обогатиться.
Уверен, что отношение людей к Церкви начнет так же меняться, если каждый приходящий будет видеть, что он дорог не только как посетитель богослужения, как исполнитель уставов, но сам по себе. Встречать новообращенного должны христиане, которым не чуждо ничего человеческое, готовые поддержать его делом, участием в его жизни, готовые поддержать благие инициативы. Каждый человек ждет внимательного, милосердного, человеколюбивого отношения со стороны священников и прихожан. Понятно, что для церковных общин важно, чтобы человек в итоге познакомился с церковной традицией, приобщился к молитве и богослужению, но для самого новообращенного часто важно наряду с этим обрести среду общения, досуга, творчества.
Одними из важных особенностей миссии являются стабильность и постоянство. Миссией нельзя заниматься от раза к разу, от акции к акции. Миссия должна стать частью жизни Церкви и только тогда она может быть воспринята всерьез. Давно пора перейти к ежедневному рутинному труду в деле церковного просвещения и молодежной работы. Ведь совершается же ежедневно богослужение в храмах? Почему не может совершаться ежедневно просвещение людей при храмах или служение православных христиан в больницах?
Трудно иметь авторитет в обществе, пока на практике не будет выстроена система церковных приоритетов через поддержку тех проектов, что имеют стабильный положительный результат в деле духовного просвещения. Искать врагов, масонов, устраивать показушные акции могут многие, а вот сделать даже самые простецкие курсы и попытаться объяснить (а не просто декларировать) христианскую веру во Христа и Святую Троицу или организовать добровольческое служение в больнице –– очень сложно. Пусть общество через дела увидит в Церкви то главное, ради чего она существует.
По моему мнению, антимиссионерски, карикатурно и абсурдно выглядит ситуация, когда вместо свидетельства о Христе, вместо общины, вместо обучения и христианского служения пришедшего в храм встречают истеричные люди, пугающие «антихристом», «масонами», «экуменизмом» и «ювенальной юстицией».
Еще одним обстоятельством, влияющим на успех миссии, могло бы стать единство внутри Церкви и мир среди христиан. Где еще как не в Церкви увидеть живое свидетельство, что Христос объединяет всех? Не важно, какую партию кто выбрал, не важно какую музыку кто слушает, не важно, как и кто одевается или относится к власти. Если человек доверяет Христу и ради Христа готов иметь мир с политическим или музыкальным оппонентом –– это самое главное. Не нужно принимать чужие взгляды и быть не собой. Чтобы быть в единстве, надо научиться доверять и понимать чужое мнение. Такая позиция среди христиан, я уверен, поднимет авторитет Церкви.
Я думаю, что роста авторитета не может быть, пока общество не увидит в Церкви пример особого отношения к людям, определяемого доверием к человеку. Особенно это необходимо в системе административного управления миссионерским и молодежным направлениями. Приходящие в храмы должны видеть, что Церковь –– это не казарма, а семья, где цель не оправдывает средства, где важна не только поставленная задача, но и личная жизнь исполнителя, его личностное духовное развитие. А это значит, что вновь образуемые миссионерские и молодежные церковные организации и структуры должны быть чужды принципу тотального контроля, пронизывающего всю вертикаль от руководителя до исполнителя.
В заключение скажу, что тему правды и доверия трудно переоценить. Общество будет больше доверять Церкви, если увидит, узнает Церковь как провозвестника правды, как педагога, как детоводителя, как того, кто бережно учит и сопровождает. На практике, в качестве первого шага, было бы очень важно поддержать православные блоги, как свидетельство о личном опыте веры и церковной жизни. Более того, я бы даже призвал православных христиан заводить блоги, свидетельствовать о русском православном христианстве, о своем опыте богообщения. Пусть этот опыт не всегда идеален и правилен, но он правдив и это главное.