Примерное время чтения: 10 минут
399

Что может дать православие добровольческим движениям?

Более того, почти невозможно найти примеры поддержки добровольческих движений как таковых. Ресурсы направляются чаще всего на адресную помощь конкретным людям. Мы уже писали о тех причинах, что не дают добровольчеству встать, наконец, на ноги в нашей стране (подробности читайте в материале «Как кризис скажется на Церкви?»). В этой заметке хотелось бы поделиться своими мыслями о том, есть ли какой-то потенциал и перспективы развития у православного добровольческого движения.

Остановимся на том, что способствует добровольческим инициативам в православии.

Заповедь о любви к ближним

Для учеников Христа важно, что именно Он дал им заповедь о деятельной любви к ближним. Из Евангелия ясно, что каждый христианин призван жить не только любовью к Богу, но и к окружающим людям. Без заботы о тех, кому трудно, кто нуждается в нашей помощи, нет христианства.

Учение Христа можно изложить тремя, ставшими уже хрестоматийными притчами, они отражают отношение человека к Богу, ближним и самому себе: «О блудном сыне», «О милосердном самарянине» и «О талантах».

Как относиться к окружающим людям и какое отношение они имеют к нам - об этом и говорит первая притча, история о человеке, которого ограбили и избили разбойники, а помог только один человек – иноверец самарянин. Учение Христа в этом вопросе просто. Во-первых, наш ближний – это тот, кто оказал нам милосердие, вне зависимости от его национальности, веры и т. д. Во-вторых, неважно, кто ты и где ты находишься, если кому-то нужна помощь – помоги, даже если требуется просто кружка холодной воды. Исполняя это, мы служим Богу и не потеряем награды на Небесах.

Подчеркнем одну особенность евангельского учения. Христиане призваны оказать посильную помощь любому человеку, который к ним обратился, вне зависимости от его религиозности. Несколько иной взгляд у известной религиозной псевдохристианской организации тоталитарного характера «Свидетели Иеговы». В их доктрине прямо сказано, что ближний – это прежде всего и по преимуществу свидетель Иеговы. Если помощь не будет оказана стороннему человеку, то это не страшно.

Для христиан заповедь о любви не просто разовое назидание. Это одна из важнейших тем Евангелия. Неоднократно Иисус Христос говорит, что тех Его учеников, кто не проявил милосердие и заботу, ждет вечное мучение. Деятельная любовь к ближним является, если можно так сказать, одним из условий встречи с Богом, общения с Ним. Апостол Иаков писал об этом, обращаясь к христианам конца первого века: «Что пользы, братья мои, если человек говорит, что у него есть вера, но если дел у него нет? Может ли такая вера спасти его? Если брату или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день, а кто-то из вас скажет им: «Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!» - а сам не даст им того, в чем нуждается их тело, то какая от этого польза? Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва».

Антропология

Понятно, что у каждого волонтерского движения и даже у каждого волонтера свои мотивы, своя философия и мировоззрение. Кто-то помогает из сострадания, кто-то стремится достигнуть определенного практического результата, кто-то помогает в память об умерших близких, кто-то от нечего делать. Но все они рано или поздно стараются осмыслить свое служение, ответить для себя на ключевые вопросы. Кто для них человек? Почему и зачем надо помогать людям, жертвовать чем-то своим ради них? Какой смысл в помощи другим?

По моему мнению, христианство предлагает настолько уникальный взгляд на человека, что его одного достаточно для ответа на эти вопросы и осмысления добровольчества. Христианская антропология основана на двух важнейших постулатах. Во-первых, человек сотворен Богом как Его образ, как свободная творческая личность, которой дан в удел наш тварный мир. И при этом христиане во всей серьезностью относятся к той действительности, что нас окружает. В мире, и это во-вторых, царствует зло и грех, и человек, как существо падшее, не способен своими силами победить зло. В данном случае этих двух принципов достаточно, чтобы понять мотивы, заложенные в стремлении христиан к доброделанию.

Последователи Христа верят, что каждый человек вне зависимости от его образа жизни и каких-либо болезней – образ Божий, богоподобная личность. Любой человек уникален и любим Богом. Это делает всех нас равными и по своему достоинству, и по своему призванию. А значит, нет людей, недостойных помощи, и нет христиан, свободных от необходимости помогать ближним. С другой стороны, греховность - это наследие всех людей, никто не застрахован от ее последствий: ошибок, болезней, страданий, жизненных неудач, бед и т. д. В любой момент каждый из нас может оказаться в положении нуждающегося, с надеждой ожидающего руку помощи.

Для христианского волонтерского служения эти основы очень важны. Приведу два примера. Известная всем мать Тереза всю свою жизнь посвятила служению прокаженным в Индии. Известно, что кастовое разделение, характерное для этой страны, и особенности восточных религий привели к полному отвержению обществом больных проказой. Трудно поверить, но сами прокаженные отказывались от помощи, будучи уверены в полной справедливости своего положения. Многие годы понадобились монахине Терезе, чтобы хоть немного изменить отношение к прокаженным.

Другой пример нам дает французский офицер Жан Ванье. Созданное им добровольческое движение «Вера и свет» началось с того, что по окончании службы он взял к себе в дом двух детей-инвалидов с болезнью Дауна. Для многих людей инвалиды – это отрезанный ломоть, те, кому уже не помочь, кто не станет нормальным, а потому не нуждается в нормальном общении, семье, полноценной жизни. Жан Ванье как христианин исходил из другого. Больные дети не меньше люди, чем обычные, здоровые, и они способны к не менее глубокой и наполненной жизни, в том числе религиозной. Если воспринимать их на равных, всерьез, то они раскрываются, их жизнь наполняется смыслом и счастьем, как у любого другого. Но разглядеть в них человека Жан Ванье смог благодаря своему христианству.

Общинность

В древности роль благотворительных и добровольческих организаций выполняли христианские общины. Для помощи бедным, для приюта странников собирались приношения. В обязанности дьяконов в первые века входили и те дела, что сейчас называются социальной работой. Члены общины приносили на каждое богослужение не только свечи, хлеб и вино, но и еду и даже одежду для нуждающихся, если это требовалось. Обычай участвовать в делах милосердия был столь дорог для христиан, что даже самые бедные старались принести хоть что-то, пусть даже это был кувшин воды. Именно в общине люди приобщались к опыту доброделания, именно здесь заповеди Евангелия и христианская антропология обретали конкретные формы служения ближним.

Со временем милосердие перетекло в область личной жизни. Общинная жизнь постепенно превратилась в приходскую, где больше внимания уделяется участию христиан в богослужении. И все же приходы сохранили мощный воспитательный потенциал. Понятно, что христианское добровольческое служение уже обрело новые формы, понятно, что оно в принципе не может существовать «по принуждению», но очень часто оно берет начало именно из приходской жизни, где верующие обретают единство не только друг с другом, но и со Христом Богом.

А что на практике?

Трудно сказать, почему, но на практике многое из сказанного выше не работает. Безусловно, дела милосердия – неотъемлемая часть личной жизни очень многих людей, однако этого не достаточно, чтобы полноценно ответить на все возрастающий запрос со стороны социальных и медицинских учреждений. Всем понятно, что даже в Москве и тем более в регионах общее состояние медицины и социальной работы, как говорят, «ниже плинтуса». Заведующий отделением в одной из детских больниц г. Москвы, где дети лежат по нескольку месяцев, был очень рад предложению волонтеров проводить различные занятия с детьми в отделении. До сих пор никто не захотел и не смог организовать досуг и обучение этих детей, к ним не ходят даже учителя из близлежащих школ.

Можно со всей категоричностью утверждать, что доброделание, дела милосердия - это неотъемлемая часть христианства. Среди существующих ныне форм служения ближним больше всего привлекает волонтерство, организованное движение, где каждый желающий может не только найти дело себе по душе и по силам, но и обрести среду единомышленников, среду общения, поддержку координаторов и специалистов. Мне кажется, что священники и различные православные деятели обязаны обратить гораздо большее внимание на опыт волонтерских движений, поддерживать и объединять добровольческие инициативы православных христиан.

Православие может и должно внести свой вклад в развитие добровольческих движений. Понятно, что христиане не могут стать «панацеей от всех бед», но именно у них есть потенциал системно откликнуться на многие запросы общества. Конечно, наличие потенциала ничего не гарантирует. Многое необходимо переосмыслить, прежде всего место христиан в государстве и в обществе, значение деятельного милосердия для воспитании молодых христиан, распределение средств и ресурсов («Как кризис скажется на Церкви?»). Все это требует времени и сил, но это возможно, было бы желание. Со стороны общества также необходимо определенное переосмысление своего отношения к Православию. Развитие партнерских отношений, где каждая сторона сможет делать именно то дело, к которому призвана, – единственно возможный путь. Очень важно также привить серьезное отношение к добровольчеству со стороны общества, ведь волонтерство как движение – это профессиональное дело, требующее поддержки и определенных вложений.

 

 Юрий Белановский

заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах