Более того, почти невозможно найти примеры поддержки добровольческих движений как таковых. Ресурсы направляются чаще всего на адресную помощь конкретным людям. Мы уже писали о тех причинах, что не дают добровольчеству встать, наконец, на ноги в нашей стране (подробности читайте в материале «Как кризис скажется на Церкви?»). В этой заметке хотелось бы поделиться своими мыслями о том, есть ли какой-то потенциал и перспективы развития у православного добровольческого движения.
Остановимся на том, что способствует добровольческим инициативам в православии.
Заповедь о любви к ближним
Для учеников Христа важно, что именно Он дал им заповедь о деятельной любви к ближним. Из Евангелия ясно, что каждый христианин призван жить не только любовью к Богу, но и к окружающим людям. Без заботы о тех, кому трудно, кто нуждается в нашей помощи, нет христианства.
Учение Христа можно изложить тремя, ставшими уже хрестоматийными притчами, они отражают отношение человека к Богу, ближним и самому себе: «О блудном сыне», «О милосердном самарянине» и «О талантах».
Как относиться к окружающим людям и какое отношение они имеют к нам - об этом и говорит первая притча, история о человеке, которого ограбили и избили разбойники, а помог только один человек – иноверец самарянин. Учение Христа в этом вопросе просто. Во-первых, наш ближний – это тот, кто оказал нам милосердие, вне зависимости от его национальности, веры и т. д. Во-вторых, неважно, кто ты и где ты находишься, если кому-то нужна помощь – помоги, даже если требуется просто кружка холодной воды. Исполняя это, мы служим Богу и не потеряем награды на Небесах.
Подчеркнем одну особенность евангельского учения. Христиане призваны оказать посильную помощь любому человеку, который к ним обратился, вне зависимости от его религиозности. Несколько иной взгляд у известной религиозной псевдохристианской организации тоталитарного характера «Свидетели Иеговы». В их доктрине прямо сказано, что ближний – это прежде всего и по преимуществу свидетель Иеговы. Если помощь не будет оказана стороннему человеку, то это не страшно.
Для христиан заповедь о любви не просто разовое назидание. Это одна из важнейших тем Евангелия. Неоднократно Иисус Христос говорит, что тех Его учеников, кто не проявил милосердие и заботу, ждет вечное мучение. Деятельная любовь к ближним является, если можно так сказать, одним из условий встречи с Богом, общения с Ним. Апостол Иаков писал об этом, обращаясь к христианам конца первого века: «Что пользы, братья мои, если человек говорит, что у него есть вера, но если дел у него нет? Может ли такая вера спасти его? Если брату или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день, а кто-то из вас скажет им: «Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!» - а сам не даст им того, в чем нуждается их тело, то какая от этого польза? Так и вера, если у нее нет дел, сама по себе мертва».
Антропология
Понятно, что у каждого волонтерского движения и даже у каждого волонтера свои мотивы, своя философия и мировоззрение. Кто-то помогает из сострадания, кто-то стремится достигнуть определенного практического результата, кто-то помогает в память об умерших близких, кто-то от нечего делать. Но все они рано или поздно стараются осмыслить свое служение, ответить для себя на ключевые вопросы. Кто для них человек? Почему и зачем надо помогать людям, жертвовать чем-то своим ради них? Какой смысл в помощи другим?
По моему мнению, христианство предлагает настолько уникальный взгляд на человека, что его одного достаточно для ответа на эти вопросы и осмысления добровольчества. Христианская антропология основана на двух важнейших постулатах. Во-первых, человек сотворен Богом как Его образ, как свободная творческая личность, которой дан в удел наш тварный мир. И при этом христиане во всей серьезностью относятся к той действительности, что нас окружает. В мире, и это во-вторых, царствует зло и грех, и человек, как существо падшее, не способен своими силами победить зло. В данном случае этих двух принципов достаточно, чтобы понять мотивы, заложенные в стремлении христиан к доброделанию.
Последователи Христа верят, что каждый человек вне зависимости от его образа жизни и каких-либо болезней – образ Божий, богоподобная личность. Любой человек уникален и любим Богом. Это делает всех нас равными и по своему достоинству, и по своему призванию. А значит, нет людей, недостойных помощи, и нет христиан, свободных от необходимости помогать ближним. С другой стороны, греховность - это наследие всех людей, никто не застрахован от ее последствий: ошибок, болезней, страданий, жизненных неудач, бед и т. д. В любой момент каждый из нас может оказаться в положении нуждающегося, с надеждой ожидающего руку помощи.
Для христианского волонтерского служения эти основы очень важны. Приведу два примера. Известная всем мать Тереза всю свою жизнь посвятила служению прокаженным в Индии. Известно, что кастовое разделение, характерное для этой страны, и особенности восточных религий привели к полному отвержению обществом больных проказой. Трудно поверить, но сами прокаженные отказывались от помощи, будучи уверены в полной справедливости своего положения. Многие годы понадобились монахине Терезе, чтобы хоть немного изменить отношение к прокаженным.
Другой пример нам дает французский офицер Жан Ванье. Созданное им добровольческое движение «Вера и свет» началось с того, что по окончании службы он взял к себе в дом двух детей-инвалидов с болезнью Дауна. Для многих людей инвалиды – это отрезанный ломоть, те, кому уже не помочь, кто не станет нормальным, а потому не нуждается в нормальном общении, семье, полноценной жизни. Жан Ванье как христианин исходил из другого. Больные дети не меньше люди, чем обычные, здоровые, и они способны к не менее глубокой и наполненной жизни, в том числе религиозной. Если воспринимать их на равных, всерьез, то они раскрываются, их жизнь наполняется смыслом и счастьем, как у любого другого. Но разглядеть в них человека Жан Ванье смог благодаря своему христианству.
Общинность
В древности роль благотворительных и добровольческих организаций выполняли христианские общины. Для помощи бедным, для приюта странников собирались приношения. В обязанности дьяконов в первые века входили и те дела, что сейчас называются социальной работой. Члены общины приносили на каждое богослужение не только свечи, хлеб и вино, но и еду и даже одежду для нуждающихся, если это требовалось. Обычай участвовать в делах милосердия был столь дорог для христиан, что даже самые бедные старались принести хоть что-то, пусть даже это был кувшин воды. Именно в общине люди приобщались к опыту доброделания, именно здесь заповеди Евангелия и христианская антропология обретали конкретные формы служения ближним.
Со временем милосердие перетекло в область личной жизни. Общинная жизнь постепенно превратилась в приходскую, где больше внимания уделяется участию христиан в богослужении. И все же приходы сохранили мощный воспитательный потенциал. Понятно, что христианское добровольческое служение уже обрело новые формы, понятно, что оно в принципе не может существовать «по принуждению», но очень часто оно берет начало именно из приходской жизни, где верующие обретают единство не только друг с другом, но и со Христом Богом.
А что на практике?
Трудно сказать, почему, но на практике многое из сказанного выше не работает. Безусловно, дела милосердия – неотъемлемая часть личной жизни очень многих людей, однако этого не достаточно, чтобы полноценно ответить на все возрастающий запрос со стороны социальных и медицинских учреждений. Всем понятно, что даже в Москве и тем более в регионах общее состояние медицины и социальной работы, как говорят, «ниже плинтуса». Заведующий отделением в одной из детских больниц г. Москвы, где дети лежат по нескольку месяцев, был очень рад предложению волонтеров проводить различные занятия с детьми в отделении. До сих пор никто не захотел и не смог организовать досуг и обучение этих детей, к ним не ходят даже учителя из близлежащих школ.
Можно со всей категоричностью утверждать, что доброделание, дела милосердия - это неотъемлемая часть христианства. Среди существующих ныне форм служения ближним больше всего привлекает волонтерство, организованное движение, где каждый желающий может не только найти дело себе по душе и по силам, но и обрести среду единомышленников, среду общения, поддержку координаторов и специалистов. Мне кажется, что священники и различные православные деятели обязаны обратить гораздо большее внимание на опыт волонтерских движений, поддерживать и объединять добровольческие инициативы православных христиан.
Православие может и должно внести свой вклад в развитие добровольческих движений. Понятно, что христиане не могут стать «панацеей от всех бед», но именно у них есть потенциал системно откликнуться на многие запросы общества. Конечно, наличие потенциала ничего не гарантирует. Многое необходимо переосмыслить, прежде всего место христиан в государстве и в обществе, значение деятельного милосердия для воспитании молодых христиан, распределение средств и ресурсов («Как кризис скажется на Церкви?»). Все это требует времени и сил, но это возможно, было бы желание. Со стороны общества также необходимо определенное переосмысление своего отношения к Православию. Развитие партнерских отношений, где каждая сторона сможет делать именно то дело, к которому призвана, – единственно возможный путь. Очень важно также привить серьезное отношение к добровольчеству со стороны общества, ведь волонтерство как движение – это профессиональное дело, требующее поддержки и определенных вложений.
Юрий Белановский |