Как сделать перерасчет за воду? Пошаговая инструкция
У граждан есть несколько оснований для перерасчета услуг ЖКХ. Как осуществить эту процедуру — aif.ru приводит пошаговую инструкцию на примере воды.
Кто имеет право на перерасчет за воду?
Согласно ЖК РФ и постановлению № 354, потребовать перерасчет за водоснабжение могут граждане, которые:
- временно отсутствовали в жилом помещении. Особенно это актуально для квартир без счетчиков и для пояснения отсутствия подачи сведений по учетному прибору;
- стали свидетелями подачи воды ненадлежащего качества (в том числе недостаточно горячая) и/или полного ее отсутствия.
Как подтвердить, что в доме не было воды?
О нарушении в водоснабжении нужно уведомить диспетчерскую службу. Диспетчер, в свою очередь, принимает сообщение, регистрирует его и присваивает ему номер. Он обязан представиться, сообщить потребителю номер сообщения, а также время регистрации.
После чего, согласно разделу 10 Постановления № 354, проверяющий должен приехать в течение двух часов с момента вызова. В ходе проверки сотрудник оценит температуру и напор воды и составит итоговый акт, который станет доказательством перебоев в водоснабжении.
Какие документы нужны для перерасчета за воду?
Для осуществления перерасчета нужно подготовить пакет документов. Их состав зависит от оснований для изменения оплаты за воду. В случае, если потребитель долгое время отсутствовал по месту проживания, ему следует предоставить следующие документы:
- заявление;
- документ, подтверждающий факт отсутствия с указанием периода. Это могут быть командировочное удостоверение, билеты, справка о нахождении на лечении в стационаре и т. д.
Если причина необходимости перерасчета в низком качестве подаваемой воды или ее отсутствии, то нужно подготовить:
- заявление;
- акт о проверке услуг;
- результаты экспертного заключения (проверка состава воды и прочее).
Как правильно написать заявление на перерасчет и куда его отправить?
Заявление составляется в свободной форме, однако должно обязательно содержать следующую информацию:
- ФИО заявителя;
- адрес жилого помещения;
- просьба о перерасчете;
- его период;
- основания для его проведения с подтверждающими документами.
Для этого можно обратиться в одну из этих организаций:
- в центр госуслуг «Мои документы» (при наличии у заявителя единого платежного документа);
- в управляющую компанию (УК). При себе нужно иметь квитанцию от УК;
- в ресурсоснабжающую организацию (РК). Если у заявителя имеется прямой договор с РК и квитанции на оплату он получает от этой компании.
Изменения в расчетном листе можно увидеть в следующем месяце.
Как рассчитать сумму, которую вычтут из платежки?
Если речь идет об отключении горячей воды, то допустимое время по ее отсутствию — максимум восемь часов за месяц, но не более четырех часов непрерывно. При аварии на магистрали допускается отключение до 24-х часов. Плановое отключение может быть также не чаще одного раза в год.
Если наблюдается превышение этих цифр, то за каждый час плата за весь месяц снижается на 0,5%. Если, например, пришла квитанция на 505 рублей за месяц, а воду отключали в течение трех дней без уважительных причин (не было аварии), то будет такой расчет:
(3 дня*24 часа) — 8 часов (допустимое время) — 64 часа.
64 часа*0,15 скидка за каждый час = 9,6% скидки.
505 по квитанции — 9,6% (48,48 руб) = 456,52 руб. выгода.
То есть потребитель имеет право оплатить 456,52 руб. вместо 505 руб.
Что делать, если в перерасчете отказано?
В случае если УК отказала в запросе сделать перерасчет за воду, то потребителю следует для начала потребовать от компании письменный отказ.
После чего заявитель может обратиться с жалобой в прокуратуру и Роспотребнадзор, подкрепив свое обращение письменным отказом и экземпляром заявления о перерасчете. Это станет поводом для проверки. Если ведомства подтвердят обоснованность обращения, то перерасчет будет произведен.
В радикальных случаях, когда предписания контролирующих органов проигнорированы управляющими компаниями, поможет только судебное разбирательство. Можно потребовать компенсации морального вреда. Впрочем, в суд можно обратиться и сразу, минуя обращения в надзорные органы.
Что делать, если в сумме перерасчета ошибка?
Необходимо обратиться в УК, надзорные органы, прокуратуру или суд с жалобой и попытаться оспорить начисление ошибочного платежа. При этом потребителю стоит проверить показания счетчика, сделать собственный расчет и быть готовым обосновать его.
Отметим, сфера ЖКХ считается одной из самых социально значимых, поэтому здесь споры, как правило, завершаются в пользу граждан.
Источники: