Примерное время чтения: 5 минут
10014

Тон эпохи. Зодчий храма Христа Спасителя возродил старинный русский стиль

Архитектор Константин Тон. 1870-е гг.
Архитектор Константин Тон. 1870-е гг. Commons.wikimedia.org

Русский немец

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Материальное положение и статус отца позволили мальчику выбрать профессию, которая была ему по душе, и получить блестящее образование. Отучившись в Петришуле (школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге), он стал воспитанником Императорской академии художеств, начав изучение архитектуры в 1808 году.

В 1815 году успехи молодого архитектора были отмечены присвоением ему звания художника 1-й степени и малой золотой медали за проект здания сената. Тона оставили при академии в качестве преподавателя, а позже, как одного из самых талантливых её выпускников, его отправили для продолжения обучения в Италию (привилегия, которой удостаивались далеко не все).

Архитектор Константин Тон. 1820-е гг. Портрет работы Карла Брюллова
Архитектор Константин Тон. 1820-е гг. Портрет работы Карла Брюллова. Фото: Commons.wikimedia.org

Признание в Италии

За 6 лет, проведённых за границей, Тон досконально изучил первые христианские храмы, памятники античной архитектуры. В Риме им был создан проект церкви в форме древней базилики, причём снаружи она имела вид греческого храма, но была приспособлена под православное богослужение. В Италии архитектором были созданы и другие проекты: ему принадлежала идея восстановления храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме и многие другие проекты, благодаря которым он получил признание за границей.

В 1828 году Тон вернулся в Россию. Благодаря тому, что дворец Цезарей очень понравился Николаю I, архитектор был причислен к кабинету Его Величества с огромным по тем временам жалованием в 3000 рублей в год. Именно благоволение российского самодержца позволило ему разработать, а главное — воплотить в жизнь проекты, которые поражают своими масштабами даже сегодня.

Главный храм России

В России Тоном было создано множество проектов, но делом жизни архитектора стал храм Христа Спасителя. Именно он стал квинтэссенцией заграничного опыта Тона, его знания русского народного зодчества и мастерства.

Создание в Москве храма, который должен был стать своеобразным коллективным кенотафом русским солдатам, погибшим во время наполеоновских войн, планировалось ещё в 1829 году. Первоначально он должен был появиться на Воробьёвых горах, но вскоре по разным причинам возведение храма в этом месте посчитали нецелесообразным, а проект, составленный А. Л. Витбергом, был признан неосуществимым. Проект нового здания император самолично поручил Тону с тем условием, чтобы он имел старинный русский стиль.

Строительство храма длилось 44 года, и на момент освящения в 1883 году он был самым большим в России. Здесь могли разместиться 10 000 человек, высота здания составляла 103 м (выше, чем Исаакиевский собор), а площадь внутренних росписей — 22 000 квадратных метров, 9000 из которых были позолочены.

Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство храма велось в течение 1839 1883 гг. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994 1997 гг
Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство храма велось в течение 1839–1883 гг. 5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 гг. Фото: РИА Новости / Юрий Артамонов

Несмотря на то, что у проекта были ярые противники (художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра»), вскоре огромное строение в самом центре Москвы стало неотъемлемой частью столицы, символом русского православия и самодержавия. Во многом именно поэтому он был уничтожен большевиками в разгар воплощения в жизнь сталинского генплана в 1930 годы, а после распада СССР вновь восстановлен.

Другие проекты

На долю Тона выпало редкое для архитектора счастье воплотить в жизнь такое масштабное творение, как храм Христа Спасителя. Однако только храмом, которого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю, его творческая биография не заканчивается: в Санкт-Петербурге Тон выполнил пристань со сфинксами у здания Академии художеств, участвовал в создании интерьеров Малого театра в Москве, построил Оружейную палату, Большой Кремлёвский дворец, Николаевский (Ленинградский) вокзал в Москве и Николаевский (Московский) вокзал в Петербурге, а также десятки других зданий.

Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона
Московский вокзал на площади Восстания в Санкт-Петербурге. Построен в 1851 году по проекту архитектора Константина Андреевича Тона. Фото: РИА Новости / Дмитрий Коробейников

Строительство большинства этих строений велось параллельно, но это не мешало Тону заниматься и преподавательской деятельностью: всю жизнь он занимал должность профессора в архитектурном классе академии, а в 1854 году стал её ректором. Под его руководством воспитывалось более 200 молодых зодчих, среди которых многие стали знаменитыми архитекторами: К. Маевский, К. Рахау, Б. Иогансон, В. Кенель, Л. Шперер и М. Макаров.

Не прижившийся стиль

Разработанный Тоном особый архитектурный стиль, который представлял собой сочетание византийской традиции и русского народного зодчества, не прижился в России. Сразу после смерти Николая I, которому импонировали такие здания, большинство архитекторов отошли от него, а Тона стали критиковать за излишнюю сухость. Однако главной его заслугой стало то, что он сумел обратить внимание русских зодчих на историю своей страны.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах