Примерное время чтения: 6 минут
599

Альберт Суниев: «ТПУ станут центрами притяжения районного масштаба»

Альберт Суниев.
Альберт Суниев. stroi.mos.ru

Действующая в Москве градостроительная политика направлена на формирование и развитие полицентричной структуры мегаполиса — создание новых точек деловой и общественной активности за пределами исторического центра российской столицы. В этом контексте строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) не только обеспечит горожан удобной пересадкой на разные виды транспорта, но и создаст комфортную среду на прилегающих к ТПУ территориях. Московская система транспортно-пересадочных узлов будет насчитывать 253 объекта, причем к реализации 16 коммерческих проектов в составе ТПУ уже привлечены инвесторы. О том, как транспортные хабы изменят жизнь столичного региона и как привлечь к их строительству частные инвестиции, АиФ.ru поговорил с первым заместителем генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альбертом Суниевым.

АиФ.ru: Альберт Альфатович, какое значение транспортно-пересадочным узлам градостроители отводят в транспортной системе Москвы?

Альберт Суниев: В Москве сложнейшая система городского общественного транспорта. ТПУ призваны связать в единую сеть метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, Московское центральное кольцо, а также создаваемый сейчас совершенно новый для нашего города вид транспорта — Московские Центральные диаметры и, разумеется, личные автомобили. Все это делается в первую очередь для того, чтобы пассажир смог комфортно, безопасно и быстро сменить один вид транспорта на другой.

Всего в Москве планируется реализовать более 100 плоскостных (в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить личный автомобиль и пересесть на метро) и 153 капитальных транспортно-пересадочных узлов. Последние предполагают возведение многофункциональных комплексов, которые позволят реализовать принцип «сухие ноги»: когда пассажир может осуществить пересадку, не выходя из помещения или под навесом. Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» является оператором по строительству как раз таких ТПУ.

По своему масштабу ТПУ делятся на локальные, общегородского и даже агломерационного значения. Например, транспортно-пересадочный узел «Лефортово», создаваемый на базе одноименной станции строящейся Большой кольцевой линии (ее первый участок на днях открыл мэр Сергей Собянин), объединит остановки автобусных и трамвайных маршрутов районного значения, соединенные с вестибюлем метро подземным пешеходным переходом. Основные работы предусматривают там благоустройство. Таким образом, «Лефортово» является транспортным узлом районного значения.

Другое дело — транспортный хаб «Косино» на базе одноименной станции строящейся Кожуховской линии, который станет узлом агломерационного значения. Его пассажиропоток составит несколько сотен тысяч человек в сутки. ТПУ также объединит пассажиропотоки станции «Лермонтовский проспект» Таганско-Краснопресненской линии, платформы «Косино» Рязанского направления Московской железной дороги и наземного пассажирского транспорта. Пересадка будет осуществляться в подземном распределительном уровне по принципу «сухие ноги».

Хотел бы подчеркнуть: основная задача транспортно-пересадочных узлов — обеспечить беспрепятственную пересадку. Сверхзадача — создать новые центры деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, чтобы можно было жить и работать в пешей доступности от основной транспортной инфраструктуры мегаполиса.

— Какие исследования проводятся перед разработкой проекта ТПУ? Как учитывается мнение местных жителей?

— Конечно, на старте любого проекта мы проводим большую аналитическую работу, в том числе, заказываем социологические и маркетинговые исследования. Исходя из полученных данных, формируется проект, который представляется вниманию жителей на публичных слушаниях. Жители на этих мероприятиях активно высказывают свои пожелания, проектировщики обязательно учитывают их мнение и корректируют проекты.

В целом каждый проект индивидуален: функциональное назначение строений и помещений прорабатывается для каждого объекта свой, потому что применить универсальную для всех ТПУ формулу невозможно.

— Альберт Альфатович, каков финансовый механизм реализации транспортно-пересадочных узлов?

— Девелоперский дивизион «Мосинжпроект» создан для реализации социально значимых градостроительных проектов с привлечением частных инвестиций. На примере ТПУ, которые мы проектируем, можно проследить, как важнейший городской проект можно реализовать, в том числе, за частные деньги. Как правило, технологическую часть, т. е. подготовку территории, вынос инженерных сетей из пятна застройки и организацию пересадок, реализуют городские структуры, как в случае, «Мосинжпроекта». А уже для реализации программы в коммерческой части привлекаются инвесторы. Это помогает максимально сократить затраты городского бюджета на строительство технологической части. Впрочем, в портфеле «Мосинжпроекта» имеются такие проекты ТПУ, которые холдинг будет полностью реализовывать самостоятельно, т. к. в них невозможно отделить сложную технологическую часть (отвечает задачам пересадки) от коммерческой, но это единичные случаи. 

В столице уже накоплен опыт по привлечению частных инвестиций в строительство транспортно-пересадочных узлов. Сейчас инвесторы найдены для реализации 16 проектов, в том числе, 13 из них подготовили к торгам специалисты «Мосинжпроекта». Их суммарная стоимость составила свыше 2,79 млрд. рублей. Городской бюджет получит в виде арендных платежей за земельные участки на период реализации проектов, подготовленных нашим холдингом, более 20 млрд. рублей.

Продолжается подготовительная работа по другим проектам. Только в прошлом году проведены публичные слушания по 16 транспортно-пересадочным узлам, кроме того правительством Москвы утверждены 4 проекта планировки территорий транспортных хабов.

Что касается этого года, то для утверждения правительством Москвы планируется подготовить проекты планировок еще 23 ТПУ, 15 проектов будут направлены на публичные слушания. На открытый электронный аукцион для привлечения частных инвестиций планируем выставить 10 коммерческих проектов в составе транспортных хабов.

Справочно

В 2002 году Альберт Суниев окончил ведущий экономический вуз страны — Казанский государственный финансово-экономический институт — по специальности менеджмент. Более 15 лет Суниев занимает руководящие должности в компаниях строительной отрасли. За личные заслуги, длительный самоотверженный труд, качественно выполненные задачи, разработку успешных проектов Альберта Альфатовича наградили нагрудным знаком «Почетный строитель России». У Суниева также имеются ведомственные благодарности Стройкомплекса Москвы и Мэра Москвы.

Коммерческие проекты транспортно-пересадочных узлов, для реализации которых «Мосинжпроект» привлек инвестиции:

· ТПУ «Селигерская»
· ТПУ «Рассказовка»
· ТПУ «Лефортово»
· ТПУ «Павелецкая» (1-й этап)
· ТПУ «Дмитровская»
· ТПУ «Пятницкое шоссе» (1-й этап)
· ТПУ «Парк Победы»
· ТПУ «Технопарк» (2-й этап)
· ТПУ «Тропарево» (1-й этап)
· ТПУ «Фонвизинская»
· ТПУ «Ховрино» (1-й этап)
· ТПУ «Люблино»
· ТПУ «Хорошёвская»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах