Примерное время чтения: 6 минут
1495

Символ нашей эпохи: Москва станет городом-портом

Пресс-служба международного градостроительного конкурса «Москва-Река»

В Гамбурге, Нью-Йорке, Амстердаме, Париже и многих других мегаполисах набережные уже давно стали местом притяжения, «главной улицей города». Власти этих городов поняли, что это один из самых простых способов сделать жизнь в мегаполисе более комфортной, изменить ситуацию в корне за короткое время. Осознали это и московские чиновники. Шутка ли: площадь набережных Москвы-реки составляет ни много ни мало 10 400 га, а вместе с зеркалом воды это 10 % от территории всего города в черте МКАД. Важно понимать, что все эти земли находятся не где-то на окраине, а в самом центре Москвы, и если, скажем, в «Москва-Сити» или храме Христа Спасителя житель столицы за свою жизнь может ни разу не побывать, то на набережную он обязательно выйдет, и не один раз.

Фото: Пресс-служба международного градостроительного конкурса «Москва-река»

Уныние и Кремль

Что из себя представляют сегодня московские набережные? Вдоль них тянутся бесконечные промзоны и дороги, по которым мчатся машины. По узким тротуарам идут люди, и едут велосипедисты, причём иногда разойтись у них получается с трудом. Чтобы спуститься к воде, нужно несколько километров идти вдоль берега в поисках пристани. Пристани эти сделаны из серого, унылого камня, на них нет ни скамеек, ни кафе, ни ресторанов, и посидеть здесь чаще всего можно только на холодных ступеньках. Вообще, унылые, отвесные набережные уже давно стали символом Москвы: они видны на всех фотографиях Кремля. Река сегодня — это преграда, которую пересечь бывает довольно трудно, хотя мосты в столице никто не разводит: от одной переправы до другой в некоторых случаях нужно идти больше 13 километров. Рядом с одним из самых современных и дорогих бизнес-центров мира «Москва-Сити» находится заброшенный порт. Вот уже несколько поколений жителей Первопрестольной не представляют себе, каково это: пройти вдоль реки весь город, потому что это довольно трудно, и приятного в этой прогулке будет мало. Этот список можно продолжать очень долго.

Фото: Пресс-служба международного градостроительного конкурса «Москва-река»

Город-порт

1 августа 2014 года московскими властями был объявлен конкурс, в котором участвовало 216 команд из разных стран, объединённые в 45 консорциумов. В финал вышли шесть претендентов, а 11 декабря мэр Москвы Сергей Собянин объявил победителя: им стало российское архитектурное бюро «Проект Меганом», и теперь мы можем представить, каким будет город через 10, 20 лет и каким его увидят наши дети.

Смысловым ориентиром концепции «Меганома» послужил образ порта: река должна стать полноценной транспортной артерией, что касается как пассажирских маршрутов, так и грузоперевозок — перекладывать весь этот трафик на дороги города, по мнению создателей проекта, нецелесообразно. Всего в Москве планируется создать 11 «портов будущего» городского значения и 26 — районного.

Разработана особая система очистки воды, причём как техническими средствами, так и при помощи растений, которые будут высаживаться прямо в воду. Вообще, озеленению берегов уделено особое внимание: прогулочные зоны предполагается отделять от проезжей части посадками деревьев.

Главный приоритет будет отдан пешеходному движению и общественному транспорту, а дороги сузят до двух полос, ограничат скоростной режим. Гранитных набережных город лишится практически полностью: почти во всей Москве можно будет свободно спуститься прямо к воде. Кроме того, «Меганом» предлагает часть берегов главной столичной реки «натурализировать», то есть сделать их «природными», а также создать несколько зелёных островов.

Фото: Пресс-служба международного градостроительного конкурса «Москва-река»

Пилотные проекты

Конкурс предусматривал детальную разработку трёх набережных. Этими зонами стали Строгинская пойма, территория в районе делового центра «Москва-Сити» и Технопарк ЗИЛ. Именно с них в 2017 году начнётся реализация проекта. 

В Строгинской пойме будет организован огромный спортивный кластер, разбитый на 6 различных зон, которые соединят «Спортивным озером», по которому будут налажены регулярные пассажирские перевозки. Здесь будет множество спортплощадок и физкультурно-оздоровительных комплексов. Согласно обещаниям властей, вход в центр будет свободным, и платить будет нужно только за определённую услугу.

Реновация набережных промзоны ЗиЛ будет проходить в рамках комплексной застройки этих территорий. В данный момент промзона разбита на несколько частей, застройкой которых занимаются разные компании. Здесь появятся офисные, жилые здания, торговые центры, кинотеатры и многое другое. Набережные будут общедоступными, и их реорганизация пройдёт на средства компаний-застройщиков.

В «Москва-Сити» из-за нехватки парковочных мест предполагается создать подземную парковку, а над ней — общественную зону оранжевого цвета. Также здесь будет создан огромный порт. В Мневниковской пойме, где построят парламентский центр, разобьют 10 парков, создадут масштабную площадь и городской район, в котором будет ограничено автомобильное движение. В южной части острова будет располагаться жилая застройка, а событийный центр этой территории образует порт, находящийся рядом с главной площадью.

3 этапа, 20 лет

О том, как будут выглядеть остальные набережные, можно сделать вывод, рассмотрев предложения других финалистов: по заверениям жюри, в процессе работы они могут быть также использованы. Всего проект рассчитан на 20 лет и разделён на 3 этапа. В 2015 году будет представлена окончательная концепция развития реки, в 2017-м году будут реализованы те проекты, которые уже имеют финансирование, а к 2035 году — все остальные. Первые изменения жители столицы смогут почувствовать уже через 3–5 лет.

К реорганизации набережных можно относиться по-разному, но совершенно точно: наряду с воссозданием храма Христа Спасителя, строительством «Москва-Сити» и моста через Керченский пролив, этот огромный проект станет символом нашей эпохи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах