Примерное время чтения: 6 минут
14574

Конец эпохи дебаркадеров: в Москве сносят плавучие здания

Дебаркадер на Москве-реке.
Дебаркадер на Москве-реке. / Кирилл Яблочкин / Коллаж АиФ

Дебаркадеры — это плавучие пристани, закреплённые у берега. В мировой практике они служат чаще всего для разгрузки грузов и высадки пассажиров, однако в Москве в них разместились офисы, кафе и отели. Дело в том, что водная поверхность Москвы-реки находится в федеральном, а не городском подчинении, и поэтому строительство дебаркадера значительно дешевле, чем возведение здания на берегу. В данный момент на Москве-реке находится 42 дебаркадера, причём многие из них — в историческом центре города.

Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин

«Это строительство ни с кем не согласовывалось, и поэтому бизнесмены строили на воде всё, что хотели, считаясь только со своими интересами, не заботясь об архитектурном облике города. А что нужно бизнесменам? Как можно больше площадей. Так в центре Москвы и появились огромные строения, которые уродовали исторически сложившийся архитектурный облик города», — считает Александр Высоковский, декан высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

5 дней на демонтаж 

«В данный момент транспортной прокуратурой проведены проверки на 42 московских дебаркадерах, в ходе которых по восьми их них приняты решения об отправке писем в Министерство транспорта РФ на рассмотрение о лишении их статуса „плавучее судно“, которое осуществляет речной регистр. После принятия такого решения, они в кратчайшие скоки будут демонтированы и отбуксированы за пределы города. Речь идет в первую очередь о тех строениях, которые находятся в центре Москвы. По остальным дебаркадерам решение будет принято в течение одной недели», — рассказал АиФ.ru Дмитрий Савченко, заместитель руководителя департамента транспорта города Москвы. По данным чиновника, успеть демонтировать дебаркадеры смогут этой осенью, а если помешает ледостав, это произойдет весной.

Демонтаж дебаркадера
Демонтаж дебаркадера. Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин

После исключения из реестра владельцу дебаркадера даётся 5 дней на демонтаж судна, а если этого не происходит, департамент транспорта совершает его принудительно. Сложность транспортировки дебаркадера заключается в том, что чаще всего они не проходят по высоте под московскими мостами, и поэтому верхние этажи приходится разбирать. Впрочем, и это не займёт много времени: дебаркадер на Космодамианской набережной будет разобран и отбуксирован за 6 дней.

Демонтаж дебаркадера. Вид изнутри
Демонтаж дебаркадера. Вид изнутри. Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин

Москва — не Амстердам

Демонтаж дебаркадеров связан с объявленным конкурсом на развитие Москвы-реки, победитель которого будет объявлен 16 декабря 2014 года. Готовя масштабную программу развития набережных, городские власти заранее решили освободить их от дебаркадеров.

Представляя финалистов конкурса, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил: «В мире есть множество примеров, когда река в черте города используется для жилья. Например, это Амстердам, по которому плавают различные суда. Это особый, привычный для этого города формат жизни. Однако для Москвы он не подходит. Столичные набережные и фасады вдоль них, мосты и пристани несут парадную функцию, и дебаркадерам здесь не место. Возможно, мы найдём где-то места для дебаркадеров, где они могут приобрести симпатичный вид, но в том виде, в котором они есть сейчас, их оставить нельзя». 

Дебаркадер около Котельнической набережной
Дебаркадер около Котельнической набережной. Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин

Однако многие эксперты скептически относятся к возможности «облагораживания» такого формата недвижимости, как дебаркадеры: «Бизнесменам дебаркадер интересен только в том случае, если он находится в центре города. Если же вывести его за пределы центра, заставить следовать архитектурным нормам (а это подразумевает и ограничение по высоте), то такое строительство интересным с точки зрения инвестиций не назовёшь», — считает Александр Высоковский. 

Проигранная война Лужкова

Отношение городских властей к дебаркадерам всегда было негативным. Юрий Лужков называл их «экологическими террористами», неоднократно выступал за то, чтобы они были ликвидированы. Московские власти объявили владельцам дебаркадеров войну, отключили в них электричество, канализацию и воду, а у входов на пристани начался бесконечный ремонт набережной. Но владельцы плавучих офисов, казино и ресторанов выиграли у правительства Москвы практически все суды, пользуясь разночтениями в законодательстве. В результате с 2009 по 2011 гг. новые дебаркадеры на Москве-реке не появлялись.

 Фото: АиФ / Кирилл Яблочкин

После смены городской администрации на короткое время изменилось и отношение к дебаркадерам. Властями была разработана отраслевая схема размещения судов, дебаркадеров и причальных сооружений на Москве-реке, и к пристаням «причалили» несколько новых сооружений. Всего до 2018 года планировалось построить около 200 дебаркадеров, в которых должны были разместиться гостиницы к чемпионату мира по футболу. Однако вскоре они были исключены из этой схемы, а 26 сентября 2013 года было принято постановление, согласно которому Москва-река должна быть освобождена от «водных объектов, не зарегистрированных в качестве судна».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах