Примерное время чтения: 7 минут
1415

За спиной американского президента. Политику США определяют спонсоры

Сюжет Выборы президента США в 2024 году

Для победы в президентских выборах в США нужно все больше денег. Если в 1960 году Джон Кеннеди потратил на победную для него гонку $9,7 млн (около $87 млн по нынешним ценам), то Барак Обама в 2012 году — уже $721 млн. А президентская кампания 2020 года и вовсе оказалась рекордной по количеству трат — на нее было потрачено в общей сложности $6,5 млрд, причем один только Джо Байден потратил $950 млн. 

Естественно, для ведения кампании кандидатам нужны богатые спонсоры. А как известно, кто платит, тот и музыку заказывает. Кто стоит за наиболее популярными кандидатами в президенты США, кому дают деньги американские финансисты, нефтяники и оружейники, разбирался aif.ru.

Кому дают деньги крупнейшие лобби США?

Американская политика устроена таким образом, что в ней лоббизм, т. е. финансирование политической деятельности крупными корпорациями для продвижения интересных для бизнеса законопроектов, абсолютно легален. 

Крупнейшие лоббисты в США — «финансисты» (банки, инвесторы, страховщики, девелоперы), военно-промышленный комплекс и энергетический сектор (нефтяники и газовики). Например, только финансовое лобби с 2014 по 2018 гг. потратило на продвижение своих законопроектов $2,23 млрд.

Крупнейшие лобби всегда руководствуются одним важнейшим правилом — «не класть все яйца в одну корзину». Иными словами, для них неприемлема ситуация, когда все деньги были вложены в одного политика, а он проиграл и лоббисты остались с носом. Поэтому крупнейшие лобби стараются поддерживать отношения со всеми кандидатами, будь то республиканцы или демократы. Подсчитано, что с 1990 по 2019 годы финансовые компании США потратили на лоббирование примерно $6 млрд, из которых 56% пришлись на республиканцев и 43% на демократов.

Например, когда Дональд Трамп в 2015 году начал свою президентскую кампанию, сначала вера в его победу была мала и денег от крупнейших лобби у него почти не было. Однако в 2016, когда его шансы на победу существенно выросли, одна из крупнейших компаний ВПК США Lockheed Martin сумела добиться того, что в вице-президенты к себе Трамп взял Майка Пенса, которого компания финансировала на протяжении длительного времени. Активизировались и другие компании ВПК. Чехарда с перестановками в кабинете Трампа была связана в том числе и с борьбой крупных оружейных лоббистов. Так, за четыре года там успели поработать министры обороны Джеймс Мэттис (Lockheed Martin), Патрик Шэнахан (Boeing), госсекретари Рекс Тиллерсон (нефтяники Exxon Mobil) и Майкл Помпео (Boeing). Приход «клиентов» Boeing на руководящие посты в американскую администрацию позволил компании получить выгоднейшие контракты от правительства США и дружественных Америке стран в последние месяцы президентства Трампа. При этом представители других компаний из администрации не исчезли. Просто они работали на более низком уровне — помощников министров, в аппарате Белого дома и т. д.

Показательна история руководителя штаба президентской кампании Трампа Стива Бэннона, который после победы стал главным советником Белого дома. Бэннон считает, что система лоббизма губительна для США, поскольку страна фактически следует не своим интересам, а интересам лоббистов. С такими взглядами он продержался на своем посту всего восемь месяцев — с января по август 2017 года. После его ухода в администрацию пришел ставленник «Lockheed Martin» Джон Болтон. Кстати, с приходом Болтона со своего поста вылетела «клиент» Boeing постпред США в ООН Никки Хейли. Которая сейчас — один из кандидатов от республиканцев на выборах. Одна из причин ее выдвижения — Boeing надеется, что она сможет добиться какой-нибудь должности в новой администрации Трампа.

IT и Голливуд на стороне демократов

Если «старые» лоббисты стараются не ставить все на одну лошадь, то в относительно молодом американском IT-секторе ситуация прямо противоположная. 

Кто крупнейшие и главные спонсоры демократов и Джо Байдена? Практически все крупнейшие IT-компании США. Alphabet (куда входит Google), Microsoft, Amazon, Meta*, Apple — эти компании дали больше всего денег Байдену в 2020 году. Они же активно спонсируют его и сейчас. Объясняется это прежде всего политическими воззрениями большинства игроков этого рынка, где «инклюзивность» и «права ЛГБТ**» стали чем-то вроде священной догмы. И, конечно, тем, что бизнес эти компании строят не только в США, но и за рубежом. И они заинтересованы в свободном перетекании людей и капиталов из страны в страну без ограничений и пошлин.

Исключений немного. Главный на сегодняшний день «республиканец» в стане IT — основатель Tesla, OpenAI и Neuralink Илон Маск. Что заставило миллиардера, который раньше был кумиром для всей «прогрессивной» молодежи Америки и дружил со всей либеральной богемой Силиконовой долины, перейти на сторону республиканцев, мы расскажем в одном из следующих материалов. Однако именно Маск начал масштабное разоблачение демократов, когда купил Twitter*** и выложил в открытый доступ кучу внутренних файлов, из которых следовало, что соцсеть всеми силами старалась помочь выиграть демократам на выборах 2016 и 2020 года.

Другой крупный спонсор демократов — Голливуд. Либеральные настроения среди работников «фабрики мечты» — ни для кого не секрет. Netflix, Universal Pictures, Paramount, Walt Disney и Sony Pictures вкладывали большие деньги в кампанию Байдена в 2020 году и делают это сейчас.

Местный бизнес за республиканцев

Если за демократов глобалисты, то Дональда Трампа, губернатора Флориды Рона Десантиса, экс-губернатора Южной Каролины Никки Хейли поддерживает в основном именно американский бизнес, чьи интересы сосредоточены внутри Штатов. 

Например, среди сторонников Трампа в 2020 году были местные банки (Wells Fargo), сети американских магазинов (Walmart), курортов, отелей и казино, строительные корпорации, клубы американского футбола и даже популярная в США сеть закусочных Taco Bell. Сейчас картина практически идентичная.

Например, один из крупнейших спонсоров Трампа — владелец крупной внутриамериканской сети отелей Budget Suites of America Роберт Бигерлоу. Вначале этой президентской кампании в победу Трампа он не очень верил, и сначала поставил на Десантиса. Однако после того, как Трамп начал стремительно отрываться от конкурентов в опросах, Бигерлоу стремительно перешел на сторону экс-президента. 

Среди спонсоров Десантиса тоже много представителей местных американских сетей. Например, калифорнийская компания D’Arrigo California — крупный производитель салата-латука, брокколи, цветной капусты и других овощей. Компания Taylor Fresh Food — еще один внутриамериканский производитель фруктов и овощей. Логистическая компания Uline, специализирующая на перевозках внутри Америки. И многие-многие другие подобные компании, которым не особенно принципиально кого поддерживать, главное, чтобы он был за пошлины и привилегии для американского бизнеса. И чем меньше у Десантиса шансов выиграть выборы, тем быстрее эти компании перебегают на сторону Трампа.

А вот Никки Хейли поддержкой местного американского бизнеса не пользуется (хотя есть исключения). Ее сторонники — всевозможные финансовые компании средней руки, а также всевозможные неоконсервативные лобби, которые выступают за активную и агрессивную политику Штатов. Про Boeing мы уже говорили, но помимо этого Хейли поддерживают такие люди, как Джон Хейджи, телепроповедник и председатель крупной организации «Христиане, объединенные за Израиль», или Меган Маккейн, телеведущая, писательница и дочь того самого Джона Маккейна.

*Компания Meta признана в России экстремистской и запрещена

**организация признана экстремистской в России

***Соцсеть X (бывшая Twitter) заблокирована на территории России по требованию Генпрокуратуры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах