292

«Вы люди мира». Оливер Стоун снял фильм о Нурсултане Назарбаеве

Сюжет Казахстан сегодня
Слева направо: режиссёр-документалист Игорь Лопатёнок, продюсер картины Вера Томилова, посол Казахстана в России Ермек Кошербаев и продюсер фильма Игорь Кобзев.
Слева направо: режиссёр-документалист Игорь Лопатёнок, продюсер картины Вера Томилова, посол Казахстана в России Ермек Кошербаев и продюсер фильма Игорь Кобзев. Пресс-служба Посольства Республики Казахстан в России

В Москве накануне прошёл допремьерный показ документального фильма «Qazaq. История золотого человека». Лента рассказывает о становлении независимости Республики Казахстан через призму государственной деятельности первого президента республики Нурсултана Назарбаева. Продюсером восьмисерийного фильма и интервьюером стал оскароносный американский режиссёр Оливер Стоун, в последние годы специализирующийся на осмыслении феномена постсоветского пространства для западного зрителя. Режиссёром картины стал ученик Стоуна Игорь Лопатёнок. 

«Наша страна миролюбивая»

В столичном кинотеатре «Москва» состоялся допремьерный показ документального фильма «Qazaq. История золотого человека» (среди зрителей, в частности, был посол Казахстана в России Ермек Кошербаев). «Золотой человек» (по-казахски «Алтын Адам») — так именуется уникальная археологическая находка, обнаруженная в 1969 году в окрестностях Алматы. Здесь, на берегу реки Иссык, были обнаружены останки воина в золотой одежде, датируемые V веком до нашей эры. Сегодня «Алтын Адам» стал бесспорным национальным символом Казахстана, воплощающим лучшие качества и надежды на будущее центральноазиатского народа.

Лента Оливера Стоуна приурочена к 30-летию независимости Республики Казахстан, и этот юбилей неразрывно связан с Нурсултаном Назарбаевым. Поэтому именитый кинорежиссёр раскрывает для западного зрителя историю Terra incognita под именем Qazaq через жизнь и судьбу первого президента страны. В ленте прослеживается чёткая хронология эпохальных событий на постсоветском пространстве с начала 1990-х годов, когда бывшую Казахскую ССР, казалось, похоронили обломки рухнувшего Союза (на экране мелькают челночники: безликие женщины и мужчины, производящие прямо на улице натуральный обмен), до наших дней, когда Казахстан твёрдо встал на ноги в Евразии.

В неторопливой, но откровенной беседе Назарбаев рассказывает о том, как на излёте XX века удалось преодолеть нищету, избежать межнациональных распрей, а затем вырваться в лидеры по социально-экономическому развитию среди стран ЦАР.

«Моё поколение объявило независимость Казахстана. Сделало эту страну известной всему миру. Всего за 20 лет (1991-2011 гг. — Прим. ред.) экономика выросла в 10 раз. Нищета в 1991-м была 47 процентов, довели до приемлемых 4 процентов. Сейчас наша страна — среднеразвитая страна с рыночной экономикой. Наша страна миролюбивая, у нас нет ни с кем споров. Я вот такой Казахстан передаю следующему поколению», — говорит с экрана Нурсултан Назарбаев. Оливер Стоун делает вывод: «Хоть вы и принадлежите к кочевому и воинственному народу, вы люди мира. Даже очень». 

Любые вопросы

Авторы картины акцентируют внимание на столице Казахстана: неподражаемом городе будущего Нур-Султане, наравне с «Золотым человеком» ставшем символом крупнейшей центральноазиатской республики. Видно, что американский режиссёр восхищён архитектурным творением. «Здесь была чистая степь всего 16 лет назад», — уточняет с улыбкой Назарбаев. И тут же Стоун задаёт острые вопросы, ответов на которые ждёт зритель: «Вы назвали его Нур-Султан?» И далее: «Если проехать по вашей стране и заехать в маленькие деревушки Казахстана, встретим ли мы детей, названных Нурсултаном? Увидим ли ваши фотографии на стенах в частных домах и юртах?»

Назарбаев отвечает достаточно откровенно на вопросы о приписываемом ему «культе личности»: «Я этого (переименования в Нур-Султан. — Прим. ред.) не хотел. Я назвал Астана. „Астана», если с казахского перевести на русский, — это столица. Новый президент решил, что город должен носить имя создателя. <…> Я официально несколько раз выступал, заявил: я против называния моим именем улиц, школ и так далее. Пока я был президентом, это соблюдалось».

«Я убедился, что могу задать любые вопросы Назарбаеву», — констатировал Оливер Стоун в беседе с корреспондентом портала tengrinews.kz.

Безусловно, в фильме есть и внешнеполитическая канва. Стоун и Назарбаев откровенно обсудили баланс сил, представленный в виде треугольника «Россия, Китай и США». «Я считаю, если США будет контролировать мир, это будет опасная ситуация для всех. Важно, чтобы существовал определённый баланс. Я вижу, что господин Назарбаев также заинтересован в этом балансе, заинтересован в мире. Он хочет видеть этот баланс... Назарбаев — человек, который может идти по этой „канатной дороге“ и находить пути для диалога между людьми, народами без каких-либо трений», — такова режиссёрская оценка международной деятельности первого президента Республики Казахстан.

Стоит отметить, что Оливер Стоун уже не первый раз взрывает западный мир фильмами, которые не укладываются в мейнстрим. Так, в 2017 году он снял четырёхсерийную ленту «Интервью с Путиным», а затем — документальный фильм «Украина в огне», в результате чего американские и европейские СМИ заявили о «подыгрывании» президенту России. Своим критикам Стоун не оставляет никаких шансов. В интервью The Guardian оскароносный режиссёр так сказал про свою новую работу «Qazaq. История золотого человека»: «Я не собираюсь приходить и читать лекции этим людям о том, как управлять своей страной и как строить демократию. Что плохого в том, чтобы отметить 30 лет правления Назарбаева? Отдайте ему должное за то, что он строил страну и хранил мир…»

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество