Завеса тайны с украинским летчиком-перебежчиком, который угнал в Россию истребитель Су-27, позволяет строить пока лишь предположения об этой истории. Не разглашаются его фамилия и обстоятельства.
Особых откровений ждать не стоит
Главное управление разведки (ГУР) армии Украины сам факт бегства пилота признает и называет его элементом «информационной российской пропаганды». Российское военное ведомство пока не дает комментариев — с украинским пилотом работает военная контрразведка. Обещается в ближайшее время интервью с перебежчиком, но на особые откровения не стоит рассчитывать, ведь операция по его переходу была секретной.
Перелетевший из Украины в Россию пилот, как утверждается, был старшим офицером, то есть в звании не ниже майора или подполковника, и командовал авиационным звеном в авиационном полку. Возможно, что он с началом спецоперации был призван в ВВС из запаса и с этого же времени, по утверждению российских источников, сотрудничал с армией РФ, которой передавал ценную информацию о состоянии украинской авиации и местах расположения запасных аэродромов.
На разглашение подробностей побега украинского пилота можно не рассчитывать. Во-первых, на территории Украины у него могли остаться родственники (близких наверняка вывезли заранее в Россию или в одну из третьих стран), во-вторых, вряд ли станут раскрываться каналы поставляемой им информации и сам её характер. Тем не менее совершенно очевидно, что украинский пилот не только симпатизировал России, помогал, как только мог, но и принял решение перебраться на нашу территорию.
«ПВО не стала работать по украинскому истребителю»
Но не менее интересен вопрос: как этот побег удалось осуществить чисто технически?
«Взять и угнать самолёт, боевой истребитель, не такая простая задача, — рассказал aif.ru военный эксперт Владислав Шурыгин. — Теоретически пилот мог взлететь с украинского аэродрома, якобы на боевое задание. Тем более что, я так понимаю, у украинских пилотов не так уж и много желающих подниматься в небо из-за высоких потерь в истребительной и штурмовой авиации, где практически каждый взлет означает поражение российскими ПВО или истребителями, которые в буквальном смысле слова караулят любое движение крылом противника.
Наверняка операция с перелетом, а это была действительно спецоперация, тщательно готовилась. И получив данные о вылете, для украинского Су-27 был организован „воздушный коридор безопасности“. С учетом того, что украинских самолётов в небе практически нет, и зная примерный маршрут следования, по истребителю не стали работать ни средства ПВО, ни российские истребители, которые на завершающем этапе могли уже эскортировать украинский Су-27 и указать ему маршрут для посадки на одном из российских военных аэродромов. Судя по всему, это удалось сделать успешно».
Сам по себе истребитель Су-27, на котором украинский пилот перелетел в Россию, особой ценности не представляет — такие есть на вооружении и ВКС России, правда, в улучшенном модернизированном виде. Возможно, что и на украинской версии появились какие-то новинки, в любом случае они будут интересны для изучения, в частности по системе радиолокационного опознавания «свой-чужой».