Примерное время чтения: 5 минут
385

Путь в будущее. Казахстан запустил «локомотив», который продвинет экономику

Сюжет Казахстан сегодня
www.gov.kz

С начала апреля 2020 года в Казахстане стартовала следующая пятилетка амбициозной государственной программы «Нұрлы жол» («Путь в будущее»), согласно которой до 2025 года планируется отремонтировать 100% автомобильных дорог республиканского и 95% регионального значения. Карантин, вызванный опасным вирусом COVID-19, внёс свои коррективы в эти планы, в результате чего проект получил новую динамику. Прежде всего «Путь в будущее» синхронизировался с другой госпрограммой, «Дорожная карта занятости», предусматривающей трудоустройство молодых казахстанцев, оставшихся без работы из-за коронавирусной пандемии. О синергетическом эффекте масштабных программ в РК — в обзоре «Аргументов и фактов».

Возрождение глубинки

Охват дорожного строительства и ремонта в Казахстане впечатляет. Всего планируется реконструировать 9,5 тыс. километров автодорог республиканского и местного значения. Бюджет автодорожной отрасли на 2020 год достигает 680 млрд тенге (116 млрд рублей). Будут отремонтированы ключевые маршруты, ведущие к границе с Россией (Актобе — Атырау — Астрахань и Кокшетау — Петропавловск — Курган), а также 7 республиканских трасс, включая дороги из Караганды, Талдыкоргана, Костаная и Ушарала. До конца года на этих магистралях планируется также установить 158 объектов сервиса, построить 23 АЗС с санитарно-гигиеническими узлами и отдельно установить 62 стационарных санузла. Кроме того, до 2025 года в регионах РК планируется строительство 4 автовокзалов, 6 автостанций и 33 пунктов обслуживания пассажиров.

Фото: www.gov.kz

По словам премьер-министра Казахстана Аскара Мамина, в этом году более 200 тысяч казахстанцев будут задействованы в строительстве и реконструкции республиканских дорог. Проблема нехватки рабочих рук будет минимизирована благодаря именно «Дорожной карте занятости». В рамках этой госпрограммы для казахстанцев будет создано дополнительно 250 тысяч рабочих мест, при этом новым рабочим сразу предоставляются «подъёмные» в размере двух МРОТ (в Казахстане на российские деньги это около 15 тысяч рублей). 

Стоит отметить, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил более проработанную концепцию развития сети автомобильных дорог, сосредоточившись на второстепенных трассах. По словам президента, ведь именно дороги местного значения облегчают выезд на основные магистрали, что способствует более полному и эффективному использованию основных автодорог, в создание которых были вложены немалые деньги. Таким образом в республике возрождается глубинка, что весьма позитивно воспринимается казахстанским народом (не секрет, что некоторые интернет-пользователи любят контрастировать снимками из красивейшего, почти фантастического Нур-Султана и периферийных степных аулов). 

Фото: www.gov.kz

Развитие в других сферах транспорта

Стоит отметить, что транспортная составляющая Казахстана устойчиво развивается и в других сферах — железнодорожной, водной и авиационной. Уже профинансирована программа обновления парка пассажирских вагонов. В течение 6 лет будут закуплены 600 новых вагонов, в 2020 году поступят уже первые 50 вагонов. На эти цели из бюджета выделено 20 млрд тенге (порядка 3,5 млрд рублей). До 2025 года планируется снизить износ магистральной железнодорожной сети до 49% и локомотивов — до 58%.

Также в течение последующих пяти лет Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана планирует приобрести 2 парома и 4 сухогруза, что позволит увеличить присутствие казахстанского флота на Каспийском море до 35%. Также планируется проведение капремонта судоходных шлюзов для снижения аварийности до 10,3% и доведения пропускной способности шлюзов до 350 судов в год. Общая стоимость этого проекта — 10,5 млрд тенге (1,8 млрд рублей). 

Фото: www.gov.kz

Авиационная отрасль пополнится несколькими объектами. По данным министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова, в 2020 году планируется запуск нового международного аэропорта в Туркестане и нового пассажирского терминала в Шымкенте. Также намечена реконструкция взлётно-посадочных полос аэропорта г. Урджар. Всего же до 2025 года запланирован запуск 13 региональных аэродромов.

Напомним, что программа «Путь в будущее» с пятилетними этапами развития экономики страны была разработана при первом президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве. По его образному прогнозу, программа призвана стать на ближайшие годы локомотивом, который продвинет отечественную экономику вперёд на пути в число 30 развитых стран мира. Безусловно, коронавирусный кризис сегодня — совсем не повод затормозить на «Пути в будущее». Наоборот, успешная реализация госпрограммы станет для правительства Казахстана своего рода стресс-тестированием, то есть когда для определения устойчивости той или иной системы сознательно превышаются пределы нормального функционирования. Как говорится, вирусы приходят и уходят, а удобные дороги останутся.

Фото: www.gov.kz

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах