«Сирийским экспрессом» еще осенью прошлого года прозвали систему доставки грузов для авиационной группы российских ВКС на авиабазе Хмеймим. Вопреки названию, железнодорожной составляющей в экспрессе не было. Грузы: авиационный керосин, боеприпасы, продукты и многое другое доставлялись в Сирию кораблями российского ВМФ. Как боевыми, вроде собранных со всех флотов больших десантных кораблей, так и торговыми, вроде купленных у Турции (еще до инцидента со сбитым Су-24) четырех сухогрузов. И вот с сегодняшнего дня экспресс повернул вспять.
Дан приказ ему: на север!
Перед выводом общий состав группировки ВКС России на авиабазе Хмеймим был доведен до 40 боевых самолетов — четырех истребителей Су-35С, четырех истребителей Су-30СМ, восьми фронтовых бомбардировщиков Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М и 12 штурмовиков Су-25СМ. Всего же, включая вертолеты Ми-8 и Ми-24, самолеты радиоэлектронной разведки Ил-20 и Ту-21, группировка насчитывала порядка 70 машин.
«Самолеты с авиабазы Хмеймим выполнят перелет в пункты постоянной дислокации на территории России воздушными эшелонами в сопровождении самолетов Военно-транспортной авиации, — сообщило сегодня утром Управление пресс-службы и информации Министерства обороны. — При выполнении длительного перелета на расстояние более 5 тыс. км. самолеты совершат промежуточные посадки на аэродромах в Российской Федерации для дозаправки топливом и контроля технического состояния».
Другими словами, истребители и штурмовики полетят домой своим ходом через военный аэродром в Моздоке. Полетят группами. В состав каждой группы входит «лидеры» — уже прибывшие в Сирию самолеты Военно-транспортной авиации (ВТА) Ту-154 и Ил-76. В них перевозится инженерно-технический персонал, авиационное и материально-техническое имущество. Боевые самолеты следуют за лидером, как стая за вожаком. Из Моздока истребители и штурмовики будут разлетаться на аэродромы постоянной дислокации, которые разбросаны по всей России, уже самостоятельно.
Уйдут не все
Никто из военных экспертов не сомневается в том, что группа российских ВКС будет выведена из Сирии быстро и организованно. В конце концов, она едва превышает 2 тысячи человек — это не полумиллионная Западная группа войск, которую выводили из Германии при Ельцине. К тому же, авиабаза Хмеймим вроде как остается за российскими ВКС, и какая-то часть инфраструктуры там, видимо, сохранится.
Как и некоторый контингент морской пехоты с Черноморского флота, который до начала эвакуации состоял из усиленного батальона.
Что еще останется в Сирии? Естественно, пункт материально-технического обеспечения в Тартусе вместе с охраной и плавучей мастерской (недавно из Севастополя пришла новая на замену старой). Останется ракетный крейсер «Варяг», возглавляющий группировку ВМФ в Средиземном море. Останутся российские военные советники при командирах сирийских частей и соединений.
Так что при желании и необходимости на обжитую авиабазу можно будет довольно быстро вернуться.