Внутреннюю корпоративную сеть, которая уже несколько лет используется на британских подлодках, разработали российские и белорусские инженеры. Такую скандальную новость обнародовала газета The Daily Telegraph со ссылкой на попавшие в ее распоряжение внутренние документы Минобороны Великобритании.
Издание уверяет, что британская компания Rolls-Royce Submarines, которая производит реакторы для атомных подводных лодок (АПЛ) королевских ВМС, обратилась к консалтинговой фирме WM Reply для разработки обновления своей внутренней корпоративной сети. Предполагается, что для удешевления работ компания передала заказ программистам из «вражеских» России и Беларуси. Общая стоимость контракта оценена в полмиллиона фунтов стерлингов. А созданная экспертами система интранета включала в себя в том числе личные данные сотрудников Rolls-Royce Submarines, а также британских подводников. О реальных исполнителях работ WM Reply рассказало заказчику весной 2021 года, а до Минобороны Великобритании эта информация дошла год спустя — летом 2022 года. Тогда же спецслужбы начали внутреннее расследование, поскольку углядели в произошедшем угрозу национальной безопасности. По словам экспертов, программисты-разработчики вполне могли использовать созданный код для обнаружения местоположения подводных лодок и передавать его российской стороне. Однако эти данные не были подтверждены, либо о достоверности столь чувствительного факта просто не стали сообщать.
«Мы можем категорически заявить, что лица, не имеющие допуск к безопасности, ни в какой момент не могли получить доступ к секретным данным через нашу корпоративную сеть. Она используется для отправки коммерческих уведомлений, поддержания корпоративного духа и в качестве канала связи между коллегами. Все наши поставщики соблюдают строгие требования безопасности. После того, как нам стало известно о предполагаемых нарушениях этих требований и тщательного внутреннего расследования, завершившегося в 2021 году, Rolls-Royce Submarines прекратила сотрудничество с WM Reply. Мы не заключали с ними никаких дополнительных контрактов», — попытались успокоить в Rolls-Royce британские СМИ после публикации.
В Минобороны также подтвердили, что целостность системы нарушена не была, а утечка данных и вовсе исключена благодаря проверкам службы безопасности. Открытым остается лишь вопрос о том, как такая серьезная проблема вообще могла возникнуть и изначально уйти из-под пристального взора британских безопасников.