Высокий результат Владимира Путина на выборах можно расценивать по-разному. С одной стороны, он свидетельствует о том, что большинство россиян устраивает текущий курс и отсутствие резких перемен - кроме тех, что позволят быстро почувствовать рост личного благосостояния. С другой, доверие 64% избирателей даёт ему карт-бланш на необходимые преобразования в политике, экономике и социальной сфере. Задача Путина - найти верный баланс между поддержанием стабильности и движением вперёд.
В политике
Нанесение точечных ударов
По мнению Евгения Минченко, директора Международного института политической экспертизы, выборы 4 марта отразили высокий запрос общества на консервативные ценности и стабильность. Но предстоит решить, что делать, например, с оппозиционно настроенным средним классом больших городов, который исповедует другие ценности.
«Путин продолжит вести себя как общенародный лидер, - говорит Александр Шатилов, замглавы Центра политической конъюнктуры. - Власть будет исходить из того, что либерально настроенных избирателей всего около 15%. Но начатая реформа партийного и избирательного законодательства (снижение барьера для регистрации партий, упрощение участия кандидатов в выборах) будет доведена до конца».
В этом, по мнению эксперта, сегодня заинтересован и сам В. Путин. Так, назначение губернаторов сделало управление регионами более удобным для центра. Однако назначаемые не могли продемонстрировать достаточную эффективность и часто дискредитировали федеральную власть. Возвращение (уже в текущем году) прямых выборов повысит ответственность губернаторов перед жителями регионов. А с появлением множества новых оппозиционных партий Кремлю будет даже легче играть на партийном поле. У «Единой России» может появиться «второе дыхание», хотя эксперты предрекают ей сейчас серьёзные перемены, вплоть до смены названия.
«Но ещё важнее для «ЕР» успехи самого В. Путина, - рассуждает Шатилов. - Уже в ближайшее время ему предстоит консолидировать общество вокруг программы масштабных преобразований. Отсутствие такой программы будет означать движение по инерционному сценарию и недопустимый моральный износ власти». Частью этой программы, по-видимому, станет дебюрократизация и борьба с коррупцией. «Общественные ожидания, - продолжает эксперт, - совпадают здесь с планами Путина. Не все представители элиты поддержали его выдвижение на новый срок, демонстрировали фронду. Избегая внутриэлитной войны, Путин будет в целом поджимать бюрократию и наносить точечные удары».
В экономике
Налоговое маневрирование
«Победа над коррупционной системой - необходимое условие развития экономики», - говорит Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы. По словам Бориса Титова, председателя «Деловой России», этап стабилизации и «расчистки завалов 90-х» был успешно завершён ещё в 2006 г., но мы в этом этапе сильно «пересидели», полагаясь на высокие цены на нефть.
Эксперты обращают внимание, что после недавнего мирового кризиса эти цены снова высоки. Однако для пополнения бюджета власть по-прежнему удерживает ещё и непомерно высокие налоги на бизнес. Они «душат» существующие предприятия и не дают появиться новым. Соблазн ещё какое-то время не предпринимать никаких шагов высок. Но В. Путин уже обозначил цели (создание 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест), достичь которых можно лишь революционными шагами - снижением налогов на производство, повышением «природной ренты» и налогов на потребление, прежде всего на роскошь. Кстати, перед выборами Путин предложил ввести и единовременный сбор с олигархов, задарма получивших собственность в 90-е. Теперь предстоит решить, как именно взимать этот «налог справедливости».
«Потенциальные ниши роста, - рассуждает Титов, - импортозамещение, более глубокая переработка сырья, сельское хозяйство, транзитные коридоры, высокотехнологичные отрасли, где ещё не потерян потенциал. Нужна «новая индустриализация» - 10-15 территориально-отраслевых комплексов, как очагов возрождения промышленности, и масштабное развитие инфраструктуры». «Советская инфраструктура вырабатывает свой срок, это проблема, - подтверждает экономист Михаил Делягин. - Но в модернизацию ЖКХ с гарантированной доходностью могли бы быть вложены пенсионные накопления граждан».
В социальной сфере
Ежедневный контроль
«У государства очень много социальных обязательств, которые пока обеспечиваются только высокими ценами на нефть, - говорит Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа ФБК. - Впрочем, резервы и для повышения пенсий, и для ухода от хронического дефицита Пенсионного фонда есть. Нужно развивать негосударственные фонды, чтобы копить на пенсию сверх государственной и т. д.». «Недавно в законе закрепили важную гарантию - неработающий пенсионер не может получать ниже прожиточного минимума в регионе, - говорит Сергей Смирнов, директор Института соцполитики и социально-экономических программ Высшей школы экономики. - Дальше, чтобы не допустить повышения пенсионного возраста, можно стимулировать желающих работать и на пенсии. Задел для поддержки семей с детьми и других соцпрограмм - налог на дорогую недвижимость, сокращение неэффективных расходов». «Например, можно продать роскошные особняки Пенсионного фонда и лучше контролировать его траты», - уточняет М. Делягин. «Проблемы безработицы, особенно в моногородах, - это ответственность местной власти, которая привыкла ждать указаний из Центра, - рассуждает С. Смирнов. - Придётся заставить руководство проблемных городов ускорять перепрофилирование предприятий, отправлять людей в регионы, где требуется рабочая сила, а не просто «проглатывать» вливания». Трудоустройству безработных должно помочь сокращение иностранной рабсилы (до 300 тыс. чел. в год) и борьба с нелегальными мигрантами. Эти меры уже заявлены Путиным. Под ежедневным контролем, по мнению экспертов, должна быть грядущая реформа бюджетных учреждений. Цена ошибки - снижение доступности бюджетных услуг.
Каков будет новый план Путина?
Вячеслав Костиков. Самовар вертикального взлёта
Конец перезагрузки? Как изменится внешняя политика РФ при Путине
Два пути Путина. Какой выбор стоит перед президентом