Высокий результат Владимира Путина на выборах можно расценивать по-разному. С одной стороны, он свидетельствует о том, что большинство россиян устраивает текущий курс и отсутствие резких перемен - кроме тех, что позволят быстро почувствовать рост личного благосостояния. С другой, доверие 64% избирателей даёт ему карт-бланш на необходимые преобразования в политике, экономике и социальной сфере. Задача Путина - найти верный баланс между поддержанием стабильности и движением вперёд.
В политике
Нанесение точечных ударов
По мнению Евгения Минченко, директора Международного института политической экспертизы, выборы 4 марта отразили высокий запрос общества на консервативные ценности и стабильность. Но предстоит решить, что делать, например, с оппозиционно настроенным средним классом больших городов, который исповедует другие ценности.
«Путин продолжит вести себя как общенародный лидер, - говорит Александр Шатилов, замглавы Центра политической конъюнктуры. - Власть будет исходить из того, что либерально настроенных избирателей всего около 15%. Но начатая реформа партийного и избирательного законодательства (снижение барьера для регистрации партий, упрощение участия кандидатов в выборах) будет доведена до конца».
В этом, по мнению эксперта, сегодня заинтересован и сам В. Путин. Так, назначение губернаторов сделало управление регионами более удобным для центра. Однако назначаемые не могли продемонстрировать достаточную эффективность и часто дискредитировали федеральную власть. Возвращение (уже в текущем году) прямых выборов повысит ответственность губернаторов перед жителями регионов. А с появлением множества новых оппозиционных партий Кремлю будет даже легче играть на партийном поле. У «Единой России» может появиться «второе дыхание», хотя эксперты предрекают ей сейчас серьёзные перемены, вплоть до смены названия.
«Но ещё важнее для «ЕР» успехи самого В. Путина, - рассуждает Шатилов. - Уже в ближайшее время ему предстоит консолидировать общество вокруг программы масштабных преобразований. Отсутствие такой программы будет означать движение по инерционному сценарию и недопустимый моральный износ власти». Частью этой программы, по-видимому, станет дебюрократизация и борьба с коррупцией. «Общественные ожидания, - продолжает эксперт, - совпадают здесь с планами Путина. Не все представители элиты поддержали его выдвижение на новый срок, демонстрировали фронду. Избегая внутриэлитной войны, Путин будет в целом поджимать бюрократию и наносить точечные удары».
В экономике
Налоговое маневрирование
«Победа над коррупционной системой - необходимое условие развития экономики», - говорит Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы. По словам Бориса Титова, председателя «Деловой России», этап стабилизации и «расчистки завалов 90-х» был успешно завершён ещё в 2006 г., но мы в этом этапе сильно «пересидели», полагаясь на высокие цены на нефть.
Эксперты обращают внимание, что после недавнего мирового кризиса эти цены снова высоки. Однако для пополнения бюджета власть по-прежнему удерживает ещё и непомерно высокие налоги на бизнес. Они «душат» существующие предприятия и не дают появиться новым. Соблазн ещё какое-то время не предпринимать никаких шагов высок. Но В. Путин уже обозначил цели (создание 25 млн новых высокотехнологичных рабочих мест), достичь которых можно лишь революционными шагами - снижением налогов на производство, повышением «природной ренты» и налогов на потребление, прежде всего на роскошь. Кстати, перед выборами Путин предложил ввести и единовременный сбор с олигархов, задарма получивших собственность в 90-е. Теперь предстоит решить, как именно взимать этот «налог справедливости».
«Потенциальные ниши роста, - рассуждает Титов, - импортозамещение, более глубокая переработка сырья, сельское хозяйство, транзитные коридоры, высокотехнологичные отрасли, где ещё не потерян потенциал. Нужна «новая индустриализация» - 10-15 территориально-отраслевых комплексов, как очагов возрождения промышленности, и масштабное развитие инфраструктуры». «Советская инфраструктура вырабатывает свой срок, это проблема, - подтверждает экономист Михаил Делягин. - Но в модернизацию ЖКХ с гарантированной доходностью могли бы быть вложены пенсионные накопления граждан».
В социальной сфере
Ежедневный контроль
«У государства очень много социальных обязательств, которые пока обеспечиваются только высокими ценами на нефть, - говорит Игорь Николаев, директор Департамента стратегического анализа ФБК. - Впрочем, резервы и для повышения пенсий, и для ухода от хронического дефицита Пенсионного фонда есть. Нужно развивать негосударственные фонды, чтобы копить на пенсию сверх государственной и т. д.». «Недавно в законе закрепили важную гарантию - неработающий пенсионер не может получать ниже прожиточного минимума в регионе, - говорит Сергей Смирнов, директор Института соцполитики и социально-экономических программ Высшей школы экономики. - Дальше, чтобы не допустить повышения пенсионного возраста, можно стимулировать желающих работать и на пенсии. Задел для поддержки семей с детьми и других соцпрограмм - налог на дорогую недвижимость, сокращение неэффективных расходов». «Например, можно продать роскошные особняки Пенсионного фонда и лучше контролировать его траты», - уточняет М. Делягин. «Проблемы безработицы, особенно в моногородах, - это ответственность местной власти, которая привыкла ждать указаний из Центра, - рассуждает С. Смирнов. - Придётся заставить руководство проблемных городов ускорять перепрофилирование предприятий, отправлять людей в регионы, где требуется рабочая сила, а не просто «проглатывать» вливания». Трудоустройству безработных должно помочь сокращение иностранной рабсилы (до 300 тыс. чел. в год) и борьба с нелегальными мигрантами. Эти меры уже заявлены Путиным. Под ежедневным контролем, по мнению экспертов, должна быть грядущая реформа бюджетных учреждений. Цена ошибки - снижение доступности бюджетных услуг.