При других обстоятельствах в списке тем для двустороннего сотрудничества мог бы быть, например, туризм. Но для туристов небезопасны даже центральные районы столицы. А сама страна, имея благодатный средиземноморский берег протяжённостью 1300 км., уже долгое время живёт в режиме чрезвычайного положения, балансируя на грани войны исламистского подполья с правительством.
Впрочем, у Алжира есть нефть и газ. А также проблемы с соседями, политический вес в арабском мире, следующие за весом амбиции, и, в результате, необходимость в закупках военной техники. То есть тут было, что обсудить высокой российской делегации.
Накануне поездки Сергей Приходько, помощник президента по международной политике заявил, что во время переговоров стороны затронут актуальные международные проблемы, в том числе ситуацию на Ближнем Востоке. А одно из центральных мест в повестке займёт проблематика новых вызовов и угроз с акцентом на укрепление координации усилий международного сообщества по противодействию, прежде всего, терроризму.
В российской делегации предполагали, что по традиции президент Алжира Абдельазиз Бутефлика поднимет тему Западной Сахары (Сахарская арабская демократическая республика) – самопровозглашённого и непризнанного государства, правительство которого находится в Алжире и требует отделения от Марокко. Кстати, недавно переговоры с представителями Западной Сахары провела делегация Южной Осетии. Впрочем, известно, что на резкие шаги в отношении ситуации вокруг Западной Сахары в Москве не готовы.
Кроме политического взаимодействия, по словам Сергея Приходько, «стороны придают особое значение перспективам развития более тесного взаимодействия в энергетической сфере, в том числе на глобальном газовом рынке в рамках Форума стран-экспортёров газа, активными участниками которого являются Россия и Алжир».
Встреча на высшем уровне, без сомнений, стала политической поддержкой в переговорах, которые сегодня в Алжире ведут некоторые крупные российские компании. «Политическая поддержка вообще важна бизнесу, особенно в таких странах, как Алжир», - признался Михаил Фридман, структуры которого владеют пакетами акций в ТНК-ВР и «Вымпелкоме».
Накануне визита президента Медведева в Алжир стало известно, что ТНК-ВР рассчитывает на приобретение алжирских активов транснациональной энергетической компании ВР. Последняя, после масштабной аварии в Мексиканском заливе, объявила о распродаже активов на 30 млрд. долларов. В Алжире ВР участвует в разработке трёх месторождений. На её долю претендуют местная государственная нефтегазовая компания «Сонатрак», которая участвует во всёх трёх проектах, а также норвежская «Статойл» (участвует в двух). Как пояснил зампред правления ТНК-ВР Максим Барский, у его компании (в которой самой ВР принадлежит 50% акций) есть договорённость о преимуществе на выкуп долей. С другой стороны, речь идёт об алжирских месторождениях.
По словам министра энергетики России Сергея Шматко, его алжирский коллега не скрывал, что «Сонатрак» сам подумывает выкупить долю ВР – в первую очередь в газовых месторождениях. Но алжирцам нужны технологии и специалисты ВР…
В ближайшие месяц-два, по словам Сергея Шматко, решение алжирской стороной принято не будет. При этом министр не исключил, что ТНК-ВР в конце концов сама поменяется активами с «Сонатрак» и таким образом придёт в Алжир.
Тем временем, здесь уже работают российские «Роснефть» и «Стройтрансгаз». После переговоров с руководством «Сонатрак» предправления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что российский газовый концерн планирует продолжить геологоразведку, а так же участвовать совместно с «Сонатрак» в будущих тендерах на геологоразведку и добычу газа. Кроме того, Алексей Миллер с удовольствием рассказал, что у компаний совпадает взгляд на состояние газового рынка, тенденции и его будущее: «21 век – век газа. На европейском рынке открываются очень большие перспективы. Объёмы потребления газа будут расти, а условия долгосрочных контрактов – принцип «бери или плати» и привязка к нефтяной корзине – это священная корова». То есть хоть кто-то разделяет самые радужные надежды российских газодобытчиков.
Впрочем, глава «Газпрома» отрицал, что с руководством «Сонатрак» обсуждалась координация поведения компаний на европейском газовом рынке. Россия и Алжир – крупнейшие поставщики газа в Европе, и даже намёк на какую-либо координацию может вызвать в самой Европе панику и обвинения в сговоре.
Между тем, дорогу в Алжир пытается проложить ещё одна компания с российскими корнями – «Вымпелком». Среди бизнесменов, принимавших участие в некоторых мероприятиях с участием президента Медведева был и её генеральный директор Александр Изосимов. Но переговоры о том, достанется ли компании один из местных операторов сотовой связи, на который претендует алжирское правительство, ещё тоже далеки от завершения. Этот оператор - один из активов более крупной компании «Ораском», купив которую «Вымпелком» расширит список стран своего присутствия с 10 до 20.
Между тем, одной из самых серьезных, но и самых конфиденциальных тем для сотрудничества остаётся поставка вооружений. Алжир – один из крупнейших покупателей российской военной техники. Пакет контрактов на закупку российских вооружений – по некоторым сведениям, более 7 млрд. долларов - был подписан по итогам визита в Алжир президента Владимира Путина в 2006 году. Соглашение было частью сделки по списанию Алжиру старых долгов размером 4,7 млрд. Среди поставляемых вооружений были танки и истребители МиГ, Су, учебно-боевые самолеты Як. Однако в 2008 году из-за претензий к качеству самолётов МиГ-29 контракт на их поставку был аннулирован, а некоторое количество уже поставленных истребителей Алжир вернул в Россию. После доработок самолёты были куплены российским министерством обороны.
После подписания совместных документов Дмитрий Медведев и Абдельазиз Бутефлика вышли на крыльцо президентского дворца Эль-мурадия для короткого брифинга. Точнее, президент Алжира вышел по обыкновению молча постоять в кадре, пока его гость будет отвечать на вопросы. А у президента Медведева как раз и поинтересовались состоянием сотрудничества двух стран в военно-промышленной сфере.
- Сотрудничество по вопросам ВТС – всегда политическое и очень доверительное, - ответил президент России. - Именно такое сотрудничество связывает Россию с Алжиром. Это сотрудничество продолжается уже многие десятилетия, имеет весьма приличный объём, и мы весьма довольны тем, как оно развивается. Мы наметили ряд вопросов, по которым можно было бы приложить дополнительные усилия, включая вопросы технологий. Но в целом, сотрудничество идёт по нарастающей, темпы сохраняются, и мы им очень довольны.
Дмитрий Медведев добавил, что со своим коллегой они договорились «интенсифицировать контакты в промышленной кооперации, развивать инвестиционные проекты по целому ряду отраслей». Был ли среди этих проектов, например, «вымпелкомовский», осталось загадкой. Однако не исключено, что на переговорах речь шла о готовности с российской стороны удовлетворить потребность Алжира в самолётах на 20-40 мест. Алжиру, по словам министра транспорта России Игоря Левитина, нужно около 40 таких самолётов, они присматриваются к разным производителям, среди вариантов – отечественный Ан-140.
Тем временем, президент Медведев посетовал, что визит получился коротким и ему не удалось посмотреть Сахару – «это было бы очень интересно». Вместо пустыни на переговорах обсуждалось сотрудничество на море. А среди 6 подписанных в присутствии лидеров документов было и соглашение о сотрудничестве в морском транспорте.
Как пояснил министр транспорта Игорь Левитин, предыдущее соглашение было датировано 1973 годом и утратило уже всякую актуальность. В соответствии с новым документом, количество необходимых согласований для компаний будет сокращено, компании смогут организовывать прямые рейсы в порты двух стран, а для моряков будет введён безвизовый режим. В соглашении оговаривается возможность помощи судам в случае угрозы безопасности и вводится общая тарифная политика при взаимных морских перевозках.