По результатам этих переговоров выяснилось: нелегкий путь в сердце Африки теперь придётся преодолеть ещё множеству россиян, которые будут строить в Нигерии газопроводы, атомные станции и устанавливать космическую связь.
Как удалось выяснить «АиФ», президент решил не рисковать: он сделал прививку от жёлтой лихорадки, необходимую для поездок в Нигерию и Анголу, и на всякий случай принимал противомалярийные препараты. Малярию здесь щедро разносят комары.
Днём в Нигерийской столице Абудже сейчас, мягко говоря, душновато. В ожидании Дмитрия Медведева перед резиденцией нигерийского президента выстроился почётный караул в ярко-зелёных мундирах, к красной дорожке подтянулись и члены официальных делегаций. Отличить российскую делегацию от нигерийской можно было не только по цвету кожи, но и по цветастым балахонам, в которые были разодеты нигерийские министры. Впрочем, некоторые россияне, вопреки протоколу, но в соответствии с погодой, были одеты в светлые костюмы. Неожиданной расцветкой костюма – светло-синей или, что точнее, тёмно-голубой – отличился и сам президент Медведев, который появился из медленного подъехавшего к небольшому помосту черного лимузина. Рядом с лимузином семенили четверо местных и российских секьюрити.
Когда оба президента оказались на помосте, началась церемония встречи: где-то за соседним забором начали палить пушки, вызвав недовольный крик павлинов из президентского сада. Немногим мелодичнее павлинов оказался гвардейский оркестр, который исполнил гимны двух стран.
После переговоров, в части которых участвовали и делегации, в присутствии лидеров было подписано несколько документов. Сами лидеры вышли на пресс-конференцию. Г-н Ярадуа, высокий худощавый пожилой человек, облачённый в серый узорчатый балахон и такую же шапочку, рассказал, что сегодня впервые его страну посетил российский лидер, с которым они провели плодотворные переговоры.
- Для всего народа Нигерии это большое событие, которое мы с нетерпением ждали, - добавил глава Нигерии.
Президент Медведев в ответной речи, поблагодарив за гостеприимство, заметил: теперь отношения между странами выйдут на новый уровень партнёрства в экономической и гуманитарной сферах.
- Нигерия – это наш… - президент подбирал слова, - ключевой партнёр. Мы хотели бы развивать наши деловые контакты. Торгово-экономические отношения вышли на достаточно весомую величину, но потенциал сотрудничества не достиг апогея. Мы видим серьезные проекты кооперации в энергетической сфере.
Стоит заметить, что одно из подписанных в присутствии лидеров соглашений - учредительные документы о создании совместного предприятия «50 на 50» между ОАО «Газпром» и Нигерийской национальной нефтяной корпорацией.
Как пояснил позже российским журналистам Борис Иванов, глава компании «Газпром Интернешнл», которая ведёт заграничные контракты «Газпрома», задача и цель предприятия – реализация совместных проектов в области добычи газа и нефти. А также создание газотранспортных и газораспределительных мощностей и мощностей по переработке газа, газотранспортной инфраструктуры и энергетических объектов, работающих на газе.
- Мы будем участвовать, - сказал Иванов, - этим совместным предприятием в тендере на освоение двух из трёх крупнейших в Нигерии газовых блоков. Ресурсная база этих двух блоков – более 2,3 трлн кубометров газа. Это половина Штокмановского месторождения.
По словам Бориса Иванова, инвестиции в проекты совместного предприятия составят минимум 2,5 млрд долларов в ближайшие полтора-два года. Однако отчасти это будут деньги нигерийской компании, отчасти – заёмные средства. Но кое-что придётся вложить и «Газпрому». Российская компания будет участвовать в прокладке магистральной газовой трубы с Юга на Север Нигерии, которая позже должна стать частью Транссахарского газопровода в Европу.
- Думаю, тут больше ничего комментировать не нужно: тот, кто находится на задвижке, тот король, - заметил г-н Иванов с видом человека, который на задвижке уже сидит, хотя решение о строительстве газопровода ещё не принято.
С другой стороны, такое решение, скорее всего, принято будет. На протяжении полувека в Нигерии занимались только нефтью. Но запасы газа – толком не разведанные – могут оказаться одними из самых крупных в мире.
- Мы уже говорили о том, что существуют широкие возможности в нефти и газе, – ответил во время пресс-конференции на вопрос о нефтегазовом сотрудничестве президент Ярадуа. - Существует возможность для развития энергетической инфраструктуры в стране. А так же африканского газопровода и газопровода, который пройдёт через Сахару и свяжет нигерийские месторождения с Европой. В данной области у нас есть все возможности для сотрудничества.
Отвечая на другой вопрос – о безопасности работы российских специалистов в неспокойной на этот счёт Нигерии (в заложниках уже бывали, например, сотрудники компании «Русал». – Прим. авт. ), президент Ярадуа сообщил следующее. В стране буквально на сегодня намечено объявить амнистию и предпринять меры, которые до конца года должны помочь установить безопасность, мир и стабильность в южном регионе Нигерии и в стране в целом. Об этом он проинформировал президента Медведева.
Тем временем Дмитрий Медведев во время пресс-конференции упомянул сотрудничество и в атомной энергетике. Одно из подписанных в этот день соглашений касалось мирного использования атомной энергии.
Как пояснил накануне подписания глава «Росатома» Сергей Кириенко, благодаря интересу самих нигерийских властей соглашение было подготовлено в рекордно короткие сроки – за три месяца. В документе оговорена возможность строительства в Нигерии атомной станции (не исключено, что оплачивать строительство Нигерия будет нефтью), исследовательского реактора, подготовки специалистов, а так же добычи урана. Хотя запасы урана, который, как предполагается, тоже есть в Нигерии, пока не разведаны.
Кстати, насчёт разведки полезных ископаемых с помощью дистанционного зондирования земли сказано ещё в одном, подписанном во время визита президента документе. Это соглашение между Роскосмосом и Национальным агентством по космическим исследованиям Нигерии по вопросам сотрудничества в области исследовании и использования космического пространства в мирных целях.
Суть «космических» соглашений пояснил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. По его словам, соглашение создаёт правовую базу сотрудничества, которая позволит работать уже по конкретным направлениям. По сути, речь идёт обо всех мирных возможностях российской космической индустрии, кроме пилотируемой космонавтики - телекоммуникациях, навигации, дистанционном зондировании земли, научных исследованиях. Роскосмос уже выводил на орбиту для Нигерии спутник.
Между тем президент, продолжая пресс-конференцию, поведал, что нужно развивать сотрудничество в сфере безопасности, а также восстанавливать опыт подготовки специалистов в российских вузах.
Похоже, и для того, и для другого пригодится ещё одно подписанное в этот день соглашение - о передаче (на родину. – Прим. авт. ) для отбывания наказания лиц, осуждённых к лишению свободы.
- Наши страны являются твёрдыми сторонниками современной системой безопасности, - заявил Дмитрий Медведев. - У нас близкие позиции по формированию новой архитектуры безопасности и миротворческой деятельности.
- Также необходимо развивать сотрудничество в создании глобальной энергобезопасности. Мы уже сделали ряд шагов. Идёт кооперация в рамках торговли нефтью, поучаствовали в создании форума стран – экспортёров газа. У нас есть потенциал стать серьезными партнёрами в области газовой энергетики.
Самих нигерийцев кроме этого, похоже, интересует их нереализованный потенциал в международной политике. Нигерия претендует на лидерство в Африке и на место постоянного члена Совета Безопасности ООН по итогам его постепенно вызревающей реформы.
- Что Россия готова сделать, чтобы обеспечить Нигерии это место? – был вопрос.
Дмитрий Медведев в ответ попытался быть конкретным.
- Во-первых, реформа Совета Безопасности в целом назрела. Во-вторых, совершенно понятно, что страны Африканского континента должны быть представлены в Совете Безопасности. В-третьих, реформа должна идти в соответствии с уставом ООН.
То есть решение должно быть принято всеми постоянным членами Совбеза – США, Британией, Францией, Россией и Китаем – на основе консенсуса. После такой ремарки уже было проще переходить к четвёртому.
- Мы готовы помогать африканским странам и нашему ключевому партнёру - Нигерии.
Это был дипломатичный, но честный ответ.
Читайте также по теме: