После долгих обсуждений возможности поставок на Украину американского вооружения Барак Обама отказался от этой идеи. Такое решение он принял после встречи с Ангелой Меркель. Можно ли считать данный вопрос окончательно закрытым и почему, уговаривая американского президента не поставлять летальную помощь Киеву, канцлер Германии с восторгом встретила идею о создании армии ЕС, АиФ.ru рассказал редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Виктор Иванович, по итогам встречи Ангелы Меркель и Барака Обамы было принято решение не поставлять Киеву оружие. Почему после долгих колебаний американский президент всё же отказался от идеи оказывать летальную помощь Киеву?
Виктор Мураховский: Обама всегда выступал против поставок летального оружия. Решение о подобных поставках принималось определёнными политическими кругами США. Группа «ястребов» во главе с Маккейном и некоторыми другими сенаторами и конгрессменами пыталась разными способами сформулировать резолюцию, которая бы обязала Обаму начать поставки оружия согласно запросам украинских военных. Однако в конечном счёте такая резолюция не была принята. Сейчас есть акт «В защиту свободы Украины». Но там нет никаких обязывающих формулировок, согласно ему, решение вопроса поставок оружия отдано на усмотрение президента.
— Как вы думаете, вопрос с поставками оружия Киеву закрыт окончательно или к нему ещё вернутся?
— Думаю, что не закрыт. Но он скорее зависит не от развития событий на юго-востоке Украины, а от внутриполитической обстановки в США. Вполне возможно, что в перспективе появится другой президент, который примет такое решение. Но здесь есть ещё один важный момент, о котором я хотел бы непременно сказать: я не считаю, что поставка вооружения киевским силовым структурам или отказ в ней как-то может предопределить исход событий на юго-востоке Украины. На него влияют гораздо более серьёзные факторы.
— Но разве поставки оружия из США не сделают автоматически украинскую армию сильнее?
— Ничего подобного. Как показывает мировая военная история, наличие более совершенного оружия не так сильно влияет на исход событий. Разного рода надежды на вундерваффе, т. е. «чудо-оружие», — ложные. Даже если взять Вторую мировую войну, у немцев были более совершенные танки и самолёты, они единственные в мире имели баллистические ракеты, крылатые ракеты, но это не спасло их от разгрома.
— При этом украинская сторона всё же болезненно воспринимает отказ США поставлять ей оружие. Это происходит потому, что им в принципе надо заручиться поддержкой Америки, а она её пока не даёт?
— Конечно, здесь в первую очередь играют роль политические факторы, поэтому киевская власть хочет, чтобы какая-то страна официально приняла решение о поставках вооружения. Пока желающих нет, поставляется только нелетальная помощь. Это и понятно. Если кто-нибудь из стран, поддерживающих киевскую власть, примет решение о поставке вооружения — это будет очень нехороший прецедент, который может привести к масштабным последствиям. Думаю, что все это понимают.
— Пока госпожа Меркель уговаривала Обаму не поставлять оружие на Украину, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил создать армию Евросоюза. Какова вероятность появления подобных сил?
— Вероятность крайне мала. И сразу замечу, что идея эта не новая. Подобную мысль высказывала ещё Франция в период правления де Голля. Тогда она, кстати, вышла из НАТО. Главными инициаторами создания такой армии всегда были французы и немцы. Они даже организовали в 90-е годы так называемый Еврокорпус, где французские и немецкие подразделения были объединены. Он не подчинялся НАТО. Но против этой идеи всегда резко выступали США, Великобритания, сейчас Польша придерживается аналогичной позиции и ряд других стран. На мой взгляд, осуществление такой затеи маловероятно, поскольку пришлось бы создавать структуры, параллельные НАТО. С учётом того, что ни одна из стран ЕС не горит желанием увеличивать военные расходы, а создание отдельной от НАТО военной структуры потребует значительных вложений, эту идею вряд ли кто-нибудь поддержит на государственном уровне.
— Тогда зачем этот вопрос поднимается — чтобы лишний раз ненавязчиво показать России, что Европа готова всячески обороняться, в том числе и от нашей страны?
— Нет, это всё происходит в рамках европейской политики. Россия здесь ни при чём. По большому счёту, она упоминается дежурно. Всё это стремление Европы иметь большую самостоятельность, в том числе и в военной области, больше независимости от США. Но в военной отрасли Америка всегда резко выступает против создания каких-либо не зависимых от неё военных структур. И, конечно, в этой ситуации США не допустят появления армии Евросоюза.