Командир разбившегося в Ставропольском крае сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 ВКС России, до последнего пытался спасти падающую воздушную машину, а потом уводил её от жилых домов. Спас он и своих товарищей, катапультировав весь экипаж. У него есть такое право и техническая возможность – принимать решение за других в критической ситуации. Вряд ли успел попрощаться, но наверняка предупредил, как минимум световым сигналом красного транспаранта на приборной панели каждого члена экипажа «Принудительное покидание».
Позаботился об экипаже, о себе не успел
Имя командира упавшего стратегического бомбардировщика Ту-22М3, как и членов его экипажа не разглашается – самолёт возвращался с боевого задания в зоне СВО. Причины авиакатастрофы пока не озвучены, преобладает версия технической неисправности. Практически стопроцентно исключена версия попадания украинской зенитной ракеты, такие до предгорий Кавказа долететь точно не могли. Разбираться – дело специальной комиссии.
Здесь скорее сейчас важен героический поступок самого командира воздушного судна, который спасал боевую машину до последнего, предварительно катапультировав экипаж – второго лётчика, штурмана-оператора и штурмана-навигатора. Сам не успел покинуть самолёт, возможно, что в последние секунды полёта он потерял сознание от перегрузок (на кадрах видно, как нещадно крутило самолёт) и не успел нажать спасительный тумблер катапультирования.
«Командир воздушного судна единолично принимает решение на покидание экипажем самолёта, рассказал aif.ru заслуженный военный лётчик полковник запаса Владимир Таланов. – Это касается как выполнения штатной посадки на аэродроме, так и аварийной ситуации в воздухе. Лётчик-истребитель подбитого или поврежденного самолёта запрашивает команду КП, в случае невозможности сам принимает решение, поскольку является командиром.
На самолётах Ту-22М3 есть кнопка принудительного катапультирования, с помощью которой командир экипажа может принудительно, в экстренной ситуации, отправить всех за борт – выстрелить сразу четыре катапультных кресла. Есть у каждого члена экипажа и своя индивидуальная «кнопка», позволяющая покинуть самолёт – это две боковые ручки в каждом кресле «изготовка-покидание», достаточно нажимания одной из них. Однако, в любом случае требуется либо запрос командиру, либо его команда покинуть самолёт. На данном типе стратегического бомбардировщика принудительное катапультирование является основным видом покидания аварийного самолёта, а индивидуальное – резервным.
Катапультирование из Ту-22М3 осуществляется поочередно, с интервалом 1-3 секунды. Первым «выстреливается» оператор, потом штурман, за ним второй пилот. На световом табло панели управления командира высвечивается «Самолёт покинул оператор», и т.д. Сигнал о своём покидании он уже не видит даже в момент катапультирования. В данной ситуации командир средствами спасения не воспользовался – то ли надеялся спасти воздушную машину, то ли было уже поздно. В любом случае он в первую очередь позаботился о своём экипаже».