325

Андрей Сидорчик: Почему россиянам нет дела до амнистии бизнесменов?

Жестокий народ

И это при том, что вместо 100 000 предпринимателей, которые должны были бы выйти на свободу по версии Титова и бизнес-сообщества, под действие рассматриваемого Госдумой законопроекта попадают лишь от 6000 до 10 000 осуждённых за экономические преступления.

И это при том, что под амнистию попадают только те, кто имеет первую судимость и готов компенсировать нанесённый ущерб.

И это при том, что под амнистию, как особо подчёркнуто, не подпадают те, чьи преступные деяния связаны с бюджетными средствами (в частности, Евгения Васильева и другие фигуранты «дела „Оборонсервиса“»).

Так почему же в российском обществе отсутствует сострадание к осуждённым предпринимателям? Ведь не секрет, что многие СМИ регулярно печатают душещипательные истории о честных бизнесменах, попавших под каток нечистоплотных чиновников, которые отправляют людей на нары ради завладения бизнесом. Больше того, как минимум часть из этих историй абсолютно правдивы.

Откуда же в народе такая жестокосердность?

Некоторые «интеллектуалы» говорят — от зависти. Не любят, мол, в России богатых и успешных. Обязательно  расскажут о том, что русские не хотят работать, и в доказательство приведут русскую сказку о Емеле и щуке.

Объявят ли амнистию осуждённым за экономиче­ские преступления? >>

О труде и грабеже

А ведь сказка эта родилась, что называется, «от обратного». Народ, пахавший от рассвета до заката, дабы в условиях тяжёлого климата добыть свой кусок хлеба, праздной жизни не знал в принципе. А сказка о Емеле и щуке — это такая  наивная мечта об избавлении от совершенно непосильного труда.

При этом, помня сказу о Емеле, почему-то забывают о пословицах вроде «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Что же касается нелюбви к труду, то бизнесменам, рассуждающим таким образом, порой достаточно оглядеться вокруг. Многие из них, если не большинство, сидят сейчас в офисах, расположенных в бывших цехах заводов и фабрик, где «ленивый» русский народ десятилетиями производил материальные ценности. Производил до тех пор, пока «шоковая терапия» и либеральные реформы начала 1990-х не разрушили производственный сектор экономики.

Приватизация, тотальная распродажа государственной собственности, на прибирании к рукам которой сколачивались целые состояния, была, по сути дела, присвоением отдельными личностями плодов многолетнего труда всего народа.

И неудивительно, что такое обогащение большинство в российском обществе по сей день считает «грабежом» и «воровством». И тут уж пенять отечественным олигархам следует только на себя.

Но ведь за экономические преступления сегодня сидят не олигархи (за исключением Ходорковского и Лебедева), а люди попроще. Так почему к ним нет у людей сочувствия?

Дурная репутация

На мой взгляд, причина заключается в методах ведения бизнеса. В головах у граждан существует устойчивый стереотип бизнесмена — это человек, который где-то что-то покупает подешевле, чтобы продать подороже и, желательно, не заплатив с этого налогов.

Торгово-закупочная деятельность нашего бизнеса на фоне остановки производства рассматривалась людьми как кишение трупных червей на останках державы. При этом «черви» вели между собой конкурентную борьбу, переходящую в стрельбу, — это народной любви также не добавляло.

Конечно, времена менялись, и к середине первого десятилетия XXI века отечественный бизнес стал более благообразным. Стрелять стали меньше, а производить больше, но всё равно доверия и уважения к нему не прибавилось.

Во-первых, перестав стрелять друг в друга, господа бизнесмены, обзаведясь связями в чиновных сферах, принялись конкурентов сажать. Так что огромное количество предпринимателей, ныне вкушающих баланду, стали жертвами не «кровавого режима», а своих более ловких коллег.

Во-вторых, социальная ответственность бизнеса по большей части существует лишь на бумаге. На практике любой российский покупатель знает, что отечественный  продукт — это всегда «кот в мешке». Бизнесмены, производящие продовольствие, многократно предают анафеме советские ГОСТы и славят ТУ только по одной причине — эти условия позволяют максимально сокращать расходы и увеличивать прибыль, заменяя мясо соей, а натуральные соки — химией.

Понятие репутации для наших бизнесменов не существует, как и понятие отдалённой перспективы — пенки надо снять здесь и сейчас. В результате российский покупатель знает — наш предприниматель видит свою задачу в том, чтобы всучить гражданам дерьмо, выдавая его за манну небесную.

Список можно продолжать до бесконечности: тут вам просроченные и поддельные лекарства, сбываемые  гражданам тысячами тонн, тут вам и одежда по цене западных брендов, а по качеству хуже китайского ширпотреба, тут вам и строительный бизнес, который относится к клиентам примерно так же, как инквизиция относилась к еретикам, и так далее, и тому подобное…

Экономическая амнистия уже объявлена? >>

Следите за словами

Спору нет, есть в России и честные и трудолюбивые предприниматели, действительно создававшие своё дело по крупицам, в поте лица, которые заслуживают только уважения.

Проблема в том, что они лицо российского бизнеса не определяют. Для большинства российский бизнесмен — это человек с бегающими глазками, нажившийся на перепродаже шила и мыла и с лёгкостью посылающий куда подальше тех, у кого нет достаточно денег.

Сострадать таким господам россияне явно не готовы.

 

 Андрей Сидорчик , 

Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ»

 

 

 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий (53)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы