Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, выступая на научно-практической конференции на журфаке МГУ им. Ломоносова, объяснил, что журналистика – это бизнес, а будущим репортерам необходимо подготовиться к тому, что «дядя будет говорить, что писать и как писать». Как пояснил чиновник, к такому мнению он пришел на основе своего опыта работы в медиа-сфере. Преподаватели встретили подобное высказывание топотом, а Волин пояснил позже, что негативная реакция объясняется «ужасающей разницей между тем, какой представляется журналистика и медиабизнес нашему академическому сообществу, и что там происходит на самом деле». АиФ.ru поинтересовался у экспертов, насколько журналистика – бизнес, стоит ли репортерам прислушиваться к словам «дяди» и насколько этичен поступок высокопоставленного чиновника.
Борис Резник, журналист, депутат Госдумы РФ:
«Это заявление меня удивило и возмутило. Это неуклюжая попытка чиновного человека опять превратить журналистов и журналистику в подручных. Мы в свое время были «подручными партии». Хрущев в свое время назвал журналистов «подручными», и относились соответственно как к «подручным». Но даже в те очень непростые времена были профессионалы, которые проявляли свою самостоятельность, свое понимание жизни и ценностного ряда, и писали, пусть и эзоповым языком, гениальные тексты.
Он хочет сейчас превратить журналистику в подручных большого кошелька. Журналистика – это не бизнес, это состояние души, это свое понимание жизни. Это высокая профессия.
Каждый выбирает для себя: есть журналисты, а есть прохиндеи, которые крутятся вокруг журналистики. Если он всю журналистику считает такой проституированной, он глубоко неправ. Есть еще журналистика в отечестве».
Алексей Симонов, председатель Фонда защиты гласности:
«Он никакого отношения не имел к журналистике, учился на востоковедении. Был специалистом, как и я, по индонезийской филологии. Меня это чему-то научило. Его, видимо, тоже научило, но только другому.
Профессиональное сообщество, к сожалению, уже инфицировано склонностью к выполнению волинских указаний. 80% сегодняшней прессы уже живет по законам, которые Волин предлагает установить. Люди, в основном, выполняют волю тех, кто их нанимает . Журналистики в стране осталось 20% от 100. Кому он это рекомендует? Тем, кто это уже делает?
У нас вообще скромность не в моде. Господин Путин учит всех подряд и оказывается крайне успешным учителем. Волин следует указаниям партии. Ему никто из присутствующих не сказал, что он дурак. Это плохо и неправильно. Не такой уж он и важный, даже Путину умудряются возразить».
Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России:
«Я очень благодарен, что Алексей Волин высказал свою точку зрения. Мы, по крайней мере, увидели его лицо, его отношение к нашей профессии – к журналистике. Он заявил, что мы - обслуга. Я могу сказать, что обслуга – это средства связи, общепит, чиновники. Вот он – типичная обслуга общества. Что касается журналистики, то это глаза и уши общества. Это те средства, которые формируют общественное сознание.
Самое главное здесь – выбор, который человек делает, приходя в нашу профессию. Он может статьи пиарщиком, политтехнологом, чиновником, а может остаться журналистом с тем, чтобы помогать формировать общественное создание.
Да, сегодня очень много проблем. И самая главная проблема в том, что СМИ очень трудно стать экономически независимыми. Проблема в том, что медийный рынок не обустроен пока в экономическом и правовом поле. Этим многие оправдывают заказные материалы, из-за этого появилось слово «журналюга» и так далее. Мы должны осознать, что выбор нелегкий: стать пиарщиком, политтехнологом или остаться журналистом. Статус профессии, к сожалению, низок. Но выбор этот делать надо каждому, кто приходит на медийное поле.
Я надеюсь, что выступление замминистра Волина – некий вызов журналистскому сообществу: кто вы, люди, которые пишут? Но если мы журналисты, то мы пройдем мимо такой оценки нашего труда и продолжать свою работу».
Иван Засурский, завкафедрой новых медиа МГУ им. Ломоносова, президент Ассоциации интернет-издателей:
«Журналист - это профессия или признание, или и то, и другое. В последнем случае - это миссия: стать тем, благодаря кому общество понимает или узнаёт что-то новое или важное. <…> Пиарщик работает в интересах клиента, журналист - в интересах общества (понятного через идеалы, Всевышнего и т.д. - зависимо от уровня мотивации). Пиарщик должен донести точку зрения (реализовать интересы) клиента во всех типах медиа. Журналист должен уметь говорить правду вне зависимости от того, кто контролирует издание».