По большому счёту, все притесняют друг друга. Здесь нет чистеньких. Понятно, что если у вас есть возможность использовать политику, общественные настроения, мракобесие и т. п. как средство жёсткой конкурентной борьбы, то вы так и поступите. Обычный цинизм любого бизнеса: коли можно удавить конкурента, отнять у него бизнес, вытеснить, захватить его рынок - значит, надо осуществлять это всеми подручными средствами. И осуществляют. При каком угодно капитализме такие вещи эксплуатируются как инструменты по принципу: пускай в дело все преимущества без исключения, пока тебя не обставили другие. Точно так же, как у нас пользуются рабским трудом гастарбайтеров, не потому, что люди злые, а из чисто прагматических соображений.
Кроме того, в постсоветских республиках Востока бизнес прочно завязан на административный ресурс, семейственность и клановые связи. Поэтому русский бизнес, не имеющий этих козырей, автоматически оказывается в проигрыше. Он конкурентоспособен там, где у него есть какое-нибудь отраслевое контрпреимущество: например, телефония (там, где её опять же не душит местная власть, а такое бывало часто), энергетика, топливо, нефть и газ. С другой стороны, в России по причине её мультикультурной и имперской сущности просто не может не найтись места для нероссийского бизнеса. Наоборот, возможностей для него у нас больше, чем где бы то ни было. На Украине с этим проще, в Закавказье сложнее, в Средней Азии совсем туго (не считая Казахстана - там тоже, мягко говоря, не однонациональная республика). В едином евразийском экономическом пространстве, где никто никого не притеснял бы и не ущемлял по этническому признаку, подобные проблемы были бы немыслимы. Но для его создания нужны не только формальные договорённости, но и сильное государство с политической волей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Материал подготовил Владимир Кожемякин