О тонкостях отбора суперменеджеров АиФ.ru рассказал ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау.
Глеб Иванов, АиФ.ru: Владимир Александрович, по итогам первого конкурса, который проходил в 2017-2018 году, более 80 человек получили новые назначения. Вы собираете отзывы о работе победителей конкурса на новых должностях?
Владимир Мау: Специальной базы нет, но, конечно, мы, как организаторы, стараемся следить за их результатами. Среди участников прошлого года двое стали губернаторами, четверо — заместителями федеральных министров, остальные — получили различные назначения на государственной службе, в коммерческих компаниях или общественных организациях.
В целом, отзывы о работе наших победителей положительные, негативные бывают крайне редко. Например, человек был очень хорош на одном месте, но у него не очень получается на новом. Это нормальная рабочая ситуация. Ожидать, что все 100% победителей будут показывать идеальные результаты, было бы неправильно.
— Вы были наставником в прошлом году. Расскажите немного о работе с вашими подопечными. Для начала, кто они?
— Один — сотрудник администрации региона, второй работает в крупной госкорпорации.
— Чиновником ваш подопечный стал уже после конкурса?
— Нет, он был им и до «Лидеров России». Многие из победителей, которым предложили должности на госслужбе, до этого там и работали. При этом число участников из государственной службы в текущем и прошлогоднем конкурсах не превышает 10%. В этом году наибольшее число конкурсантов представляют сферу промышленности (22%), финансовый сектор (14%), науку, образование и информационные технологии (14%), сферу услуг (11%).
— В этом году в конкурсе немало новинок. Например, участникам нужно было провести социальный проект, причём это было обязательное условие для попадания в финал. Расскажите, для чего он был введен?
— В этом году больших новинок было две — сплошной очный ретест, на котором все полуфиналисты должны были подтвердить свои знания, а также реализация социального проекта. Последняя была введена, поскольку лидерство предполагает создание чего-то социально значимого. Для нас это еще один важный критерий отбора, своеобразный тест организационных способностей. Кроме того, это способ стимулировать социальную активность в стране — появляется 300 новых человек, которые делают что-то хорошее и доброе. Наконец, это просто возможность проявить свою гражданскую позицию.
Мы не делали строгих рамок для социального проекта — человек сам был волен выбирать, что именно он хочет сделать и придумать, как это реализовать.
— На полуфинале у участников, с которыми я разговаривал, больше всего вопросов было именно по социальному конкурсу.
— Конечно, ведь это самая неопределённая часть отбора.
— А как тогда её оценивать, если чёткой задачи нет?
— Именно поэтому не устанавливали строгих требований — для прохождения в финал конкурсантам достаточно было реализовать любой социальный проект и снять видеоотчет о его проведении. Всего мы получили более тысячи таких видео. Социальные проекты оценивались только для выбора лучших полуфиналистов из листа ожидания и для определения отдельной награды Наблюдательного совета, который оценивал результаты проекта и возможность привлечения других участников к этой идее.
— Что касается второй новинки этого года, ретеста — его не смогли пройти от 10 до 15% участников в зависимости от федерального округа. С чем это связано? Люди не справлялись со стрессом или на заочном тестировании жульничали?
— И то, и другое.
— Какие новинки планируется добавить в конкурс в следующем году?
— Несомненно, новинки будут, хотя я пока и не могу сказать, какие именно. В первую очередь мы займемся калибровкой критериев отбора. Например, в прошлом году среди победителей был явный перекос в сторону специалистов по HR. Стало понятно, что навыки, которыми они обладают, лучше всего подходят для прохождения этапов конкурса. В этом году мы изменили технологию отбора, и сейчас превосходства HR не будет. Мы, конечно, будем анализировать итоги и этого года.
— Центральный и Приволжский округа стоят особняком, потому что здесь проживает наибольшее число жителей нашей страны. Как вы знаете, для этих федеральных округов даже сделали по два полуфинала. В остальных регионах разница в количестве участников небольшая, в пределах погрешности (28-36 человек или 9-13% всех участников).
Могу сказать, что федеральные округа отличаются по сферам деятельности финалистов. В целом, они отвечают специфике округа. Например, с Кавказа много бюджетников, из Приволжья — сотрудников исследовательских центров.
Радует расширение географии участников финала. В прошлом году в финал вышли представители 54 регионов, в этом — уже 60. Если говорить о регионах-лидерах, то в этом году наибольшее число полуфиналистов традиционно пришлось на регионы с самой высокой численностью населения: Москва (50 человек), Санкт-Петербург (27 человек), Свердловская область (13 человек). При этом в рейтинге топ-10 регионов по числу финалистов появились и новые субъекты-лидеры: от Тюменской области в финал вышли 12 человек, от Краснодарского края — 9 участников. Напротив, Новосибирская область (8 участников) и Хабаровский край (7 человек) в этом году не вошли в десятку лидеров.