Хмурая осенняя погода нередко вызывает у нас грусть, а порой даже уныние, считающееся одним из смертных грехов. Впрочем, для уныния у наших сограждан, как выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в совместном проекте с ИД «Комсомольская правда», помимо природных находятся и другие причины.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
«АиФ» уже рассказывал об этом необычном социологическом эксперименте. В № 40 мы писали о том, как часто опрошенные россияне испытывают чувство гнева. Оказалось, что ему подвержены более 80% жителей страны. К счастью, только «время от времени». Успокаивает и то, что почти все могут контролировать приступы гнева. Не удаётся это лишь 3%. Хотелось бы, конечно, знать, в каких регионах проживают эти 3%, но ответа на этот вопрос социологи не дали.
А вот что совсем не стало сюрпризом, так это то, что граждане, ездящие на «роллс-ройсах» и «мерседесах», гневаются значительно реже, чем те, кто садится за руль «Москвича» или «Нивы». Из чего можно сделать вывод, что истоки гнева во многом следует искать в социальной несправедливости. Впрочем, и бедных, и обеспеченных объединяет одно: их гнев, как правило, направлен на публичных людей — на тех, кого они чаще видят по телевизору. То есть на политиков, артистов и блогеров.
Каталог русской хандры
В отличие от гнева уныние на первый взгляд не выглядит таким уж пугающим чувством. Да и в библейском «рейтинге» этот грех стоит на последнем месте. Ну, приуныл человек, загрустил — с кем не бывает? Психологи тоже успокаивают: дескать, уныние — естественная эмоция. С таким суждением согласны 40% россиян. А лучший способ избавиться от уныния — заняться делом. Так считают 55% опрошенных.
Одним из сюрпризов исследования современной русской хандры является то, что молодёжь подвержена ей больше, чем люди старшего поколения. Причём перевес оптимистов над пессимистами в старшем поколении почти двукратный. По мнению социологов, это связано с тем, что нынешняя молодёжь сосредоточена на личных эмоциях, а не на переживаниях по поводу мироустройства.
Другая неожиданность — женщины хандрят чаще мужчин. Объяснений этому явлению нет, но, похоже, оно связано со склонностью к критическим оценкам. Женщина хочет «быть самой собой», а не приложением к семейному очагу и украшением демографических отчётов.
В целом исследование обнаружило достаточно хорошие показатели настроений россиян. «Постоянно унывающих» в России всего 3%. «Унывающих время от времени» — 57%. «Не унывающих никогда» — 38%. Предположу, что это один из лучших результатов в мире.
Если говорить о причинах уныния, чаще всего опрошенные отмечали семейные и бытовые проблемы (18%), финансовые трудности (16%), сложности на работе (12%), проблемы со здоровьем (11%). Выявлены и внешние факторы, влияющие на настроение. Достаточно весом вклад СВО и событий вокруг Украины (10%), политической ситуации в целом (8%). «Страх перед будущим» даёт 5%.
Кувалда счастья
Исследование выявило и усложнение «картины уныния». Старшему поколению, как мы помним из советской истории, часто было не до сложных эмоций и рефлексий. На первый план выходило выживание в условиях дефицита всего, начиная с жилья и заканчивая самыми необходимыми продуктами питания. Многое приходилось доставать. Зато переселение из коммуналки в простенькую, но отдельную квартиру в хрущёвской пятиэтажке считалось настоящим праздником.
Одним из достижений советской пропаганды было то, что для населения огромную важность имели коллективные ценности. Репертуары театров и праздничных концертов, содержание романов и песен были ориентированы на поддержание хорошего настроения и веры в «светлое будущее». Оптимизм вбивался в сознание легендарного советского человека мощной идеологической кувалдой. Достаточно вспомнить строчки из знаменитого «Авиамарша»:
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор.
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Утро для граждан Страны Советов начиналось с бодрой зарядки и «Пионерской зорьки», далее шли вести с полей и заводов, перемежаясь весёлыми частушками в стиле «Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!».
* * *
Понятно, что идеологические инструменты времён СССР во многом устарели. Власть пытается нащупать новые формы влияния на сознание людей. Наблюдается попытка найти равновесие между официальным оптимизмом и свойственным любому образованному обществу скептицизмом. Заметно, что в последний год поутих шум по поводу «величия» и «особого пути». А желание социологов замерить и объяснить новые черты русского характера и соотнести их с актуальными запросами вполне вписывается в новые тренды развития российского общества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции