Примерное время чтения: 4 минуты
1713

Попранная свобода

Вадим Самодуров.
Вадим Самодуров. Из личного архива

Украинские власти отличаются не только преступлениями в отношении населения Донбасса, который по факту можно считать отделившимся регионом. Использование РСЗО, кассетных снарядов, фосфорных бомб, минирование полей, лесов, дорог и гражданских объектов, многочисленные пытки и внесудебные расправы — всё это отличает современную украинскую армию, украинских силовиков и националистов от иных сторон этого и других горячих конфликтов на нашей планете. Но украинское государство выделяется также и жестоким отношением к собственным гражданам, по тем или иным причинам подозреваемым в нелояльности к постмайданной власти.

Особенно это заметно на фоне избирательного отношения к разным политическим группам. Так, например, фигурантами уголовных дел по событиям 2 мая 2014 года в Одессе стали практически одни сторонники федерализации (19 человек), и лишь одному украинскому радикалу было предъявлено обвинение, но без каких бы то ни было мер пресечения, несмотря на тяжесть инкриминируемого преступления: он обвиняется в убийстве. Обвиняемые в неоказании помощи лицам, заблокированным в горящем Доме профсоюзов, также остаются на свободе в ожидании суда. После трехлетнего преследования все сторонники федерализации были оправданы, но два фигуранта сразу были задержаны в рамках уже другого уголовного дела.

Граждане Украины жестко преследуются за выражение несогласия с политикой властей страны. Так, суд Херсонской области приговорил оппозиционера Эдуарда Коваленко к пяти годам лишения свободы за выражение несогласия с военной мобилизацией во время публичного собрания в 2014 году. Известна история с преследованием журналиста Руслана Коцабы, также выступившего против войны на Донбассе и отсидевшего за это почти два года. 28 сентября 2017 г. Андрушевский районный суд Житомирской области приговорил одного сотрудника СМИ и одного ИТ-специалиста к девяти годам лишения свободы за «информационное содействие» в организации деятельности телеканала «Новороссия ТВ».

В то же время украинские власти не прикладывают должных усилий для поиска преступников, причастных к расстрелам 13 полицейских в ходе событий 18-20 февраля 2014 года на Майдане. Но при этом проявляют рвение по отношению к инакомыслящим: по данным омбудсмена ДНР, на Украине находится примерно 1 354 политзаключенных (данные на 2015 год). Точное количество преследуемых за «экстремизм» не известно никому: даже представителям ООН не разрешен доступ в некоторые украинские «централы».

На Украине тотально преследуется независимое мнение, а профессия журналиста является одной из самых опасных. В 2013-2016 гг. по всей Украине было зарегистрировано 645 уголовных дел в отношении препятствования журналистской деятельности, но половина дел были закрыты на этапе досудебного расследования. Не найдены убийцы журналистов Павла Шеремета и Олеся Бузины. Очевидно, что украинским властям выгодно давление на прессу со стороны некоторых силовиков и националистов.

Постоянно фиксируются нападения на представителей национальных меньшинств. Так, 21 июля 2017 г. во Львове был подожжён ромский (цыганский) лагерь, а из двух других лагерей, меньших по размеру, ромы выехали после заявления члена Львовского городского совета от 20 июля, в котором он призвал местные власти предпринять более строгие меры для «решения ромского вопроса». В мае 2017 года произошла стычка украинских националистов с венграми в Закарпатье. Наблюдается напряженность и вокруг украино-польских отношений.

Очевидно, для украинских властей лозунги отстаивания естественных прав человека и свобод выполняют чисто декоративную функцию: ради получения помощи от демократических стран Запада. В Киеве нарушения прав в отношении собственных граждан достигли рекордных в национальной истории масштабов. За 2017 год иски украинцев в ЕСПЧ составляют более 20% от общего массива дел. По состоянию на 30 октября 2017 года от украинцев в суд поступило 6950 жалоб, что является пятым результатом в мире.

Нарушения прав украинцев собственным государством является прямым следствием военного конфликта в Донбассе. В Киеве постепенно переносят отношение к своим бывшим гражданам на граждан настоящих. Опробовав репрессивные практики на Донбассе, украинские власти намерены удерживать свои позиции за счет использования тех же инструментов, но уже в отношении жителей Запорожья, Херсонщины, Николаевщины и других областей. Это весьма скверный симптом, говорящий о чрезвычайной слабости украинской государственности, чье руководство ради поддержания авторитета вынуждено все чаще прибегать к насилию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах